Профориентация младших школьников: "за" и "против"

Москва. 8 апреля. ИНТЕРФАКС - У ранней профориентации хватает сторонников и противников. Сторонники утверждают, что одна из причин низкой эффективности профориентационной работы – ее смещение на подростковый возраст, когда поздно формировать и воспитывать, все уже выросло, впору пропалывать. Противники представляют себе дошкольников в форме шахтеров, пожарников или железнодорожников, за которых уже все решили взрослые дяди и тети, озабоченные судьбами отечественной экономики. Галина Резапкина, психолог, научный сотрудник Федерального института развития образования РАНХиГС, пытается разобраться, когда и как следует говорить с детьми о будущей профессии.

Выражение "ранняя профориентация" – по сути оксюморон, сочетание несочетаемого, признак того, что сами специалисты по выбору профессии не различают понятия "профессиональная ориентация" и "профессиональное самоопределение".

"Профессиональная ориентация" – элемент сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников на этапе выбора  профессии или профиля обучения, некая система мер в старших классах. "Профессиональное самоопределение" - сложный и длительный процесс развития внутренней готовности человека к выбору профессионального пути. Традиционно начиная разговор о будущей профессии только в 8-9 классе, мы игнорируем закономерности психологического развития детей, ожидая чуда – правильного и осознанного выбора профессии в старших классах.

Образно говоря, мы строим дом с верхнего этажа, и еще удивляемся, почему у нас ничего не выходит. Фундамент этого дома должен закладываться в раннем возрасте, в семье, и укрепляться в начальной школе. Первый этап профессионального самоопределения школьников приходится на начальную школу. Первоклассник вступает в краткий сензитивный период, когда закладывается понимание важности любой профессии, воспитывается трудолюбие и ответственности. Круг профессиональных предпочтений младших школьников шире, чем старшеклассников, потому что для них еще не существует понятия "престижных" и "непрестижных" профессий. В начальной школе и среднем звене идет накопление информации, значимой для осознанного и самостоятельного выбора профессии в старших классах.

Задача школы и семьи – сохранить это чистое отношение к труду, обогатив его знаниями о мире профессий и пониманием своего места в этом мире. Чем младше ребенок, тем выше ответственность взрослых за качество этой информации. О будущей профессии с детьми можно и нужно говорить, но важно не быть назойливым, не отвечать на незаданные вопросы и "упаковывать" информацию в сообразную возрасту форму, используя книги, мультфильмы, игры.

Детям – о мире профессий

Беседу с детьми о профессиях логично строить на материале окружающего мира. Хорошим помощником взрослым этом станут иллюстрированные энциклопедии для малышей. Серия книг с "окошечками" "Отчего? Почему? Зачем?" издательства "Аркаим" содержит занимательную информацию, структурированную по отраслевому принципу ("Строители", "Пожарная команда", "Железная дорога", "Аэропорт"), благодаря которой у ребенка формируется целостное представление об окружающем мире. 

По такому же принципу изложен материал в книгах издательства "Поляндрия" "Когда я вырасту, я стану...". Повествование идет от лица детей, знакомящихся с профессиями разных отраслей: авиация, строительство, мореходство, лесная промышленность,  железнодорожный транспорт. Категоричность названий "когда я вырасту, я стану…" меня лично немного отпугивает, но занимательные подробности действительно способны вызвать интерес, который со временем может перейти в профессиональный.

Серия книг для дошкольников "Кем быть?" издательства "Фома" "Пекарь", "Шофер", "Портной" представляет собой рассказы в картинках, из которых дети узнают, откуда берутся привычные вещи. Особая благодарность издательству за то, что книги размещены в открытом доступе. 

В книгах зарубежных авторов акцент ставится не столько на технической, сколько на этической стороне любой деятельности. Так, в книге известного американского детского писателя и художника Р. Скарри (Карьера Пресс) "Город добрых дел" мир профессий показан через жизнь небольшого городка: люди пекут хлеб,  строят дома и дороги, тушат пожар и лечат болезни. В городе добрых дел нет деления профессий на "престижные" и "непрестижные", как нет его пока в сознании наших детей... Книга учит чуткому и бережному отношению к людям. Кстати, Ричарду Скарри в этом году исполнилось бы сто лет. А тираж его книг перевалил за сто миллионов.

Книга финских писателей А.Хавукайнен, С.Тойвонен "Тату и Пату идут на работу" (Мир детства Медиа) рассказывает о похождениях жителей вымышленной страны, которые из любопытства пробуют себя в двенадцати профессиях: пекарь, парикмахер, журналист, медсестра, механик, секретарь, фермер, уборщица, строитель, учитель, музыкант, пожарный. Книга, сделанная в виде комиксов, занимательно рассказывает  о важных вещах: чем занимается специалист, какие инструменты и навыки необходимы в его работе.

В близкой стилистике создан сборник историй "Приключения Бабахина и его друзей" (Навигатум), которые помогут взрослым найти точные и интересные ответы на  вопросы "почемучек": откуда берется каша? Как "делают" электричество? Как построить дом?  Чем легкая промышленность отличается от тяжелой? Почему металлургия не может обходиться без добычи полезных скопаемых, а машиностроение –  без металлургии? А всем им необходимы энергия и транспорт ... Рассказы дают целостное представления о мире труда. Дополнить их можно мультфильмами компании "Навигатум", находящимися в открытом доступе.

Если взрослых смущает современная стилистика и нарочитая легкость изложения новых книг, можно обратиться к старой доброй советской литературе о профессиях, но искать ее придется на книжных развалах и среди букинистической литературы.  Слухи о близкой кончине ряда профессий сильно преувеличены, поэтому книги детских писателей советской школы послужат еще не одному поколению детей.

Книга Г. Юрмина "Все работы хороши, выбирай на вкус" - настоящая азбука профессий для младших школьников. Каждой букве алфавита соответствует профессия с иллюстрированным рассказом, от агронома и балерины до ямщика. Да, ямщик уже не актуален, но для общего развития и понимания русской классической литературы – то, что надо.

 Вряд ли есть писатель, который бы написал о людях труда лучше, чем Е.Пермяк. Герои его книги "Кем быть", подростки Боря и Валя, путешествуют с дядей по Уралу, знакомятся с ремеслами и профессиями и записывают впечатления в свои путевые тетради. Их получилось аж двенадцать штук!

На уроках и во внеурочной деятельности можно использовать УМК "Знакомство с миром профессии" серии "Твой билет в будущее" (Русское слово). Линия занятий в первом классе направлена на адаптацию первоклассников к школьной жизни и активизацию их интереса к различным видам деятельности. Начальное знакомство с понятиями "объекты труда", "профессионально важные качества", "труд", "работа", "профессия", "признаки профессии", "средства и результаты труда", "профессионально важные качества" происходит опосредованно, в форме игры.

Завершая этот небольшой обзор, хочу отметить: мир труда – важная, но не единственная грань нашей жизни, поэтому в разговоре с детьми о профессиях важно не переборщить, не перегрузить информацией, не отвечать на незаданные вопросы, не обделять вниманием другие сферы нашей жизни. Ведь мы пришли в этот мир не только для того, чтобы работать. Или как?..