Онлайн-магистратура — на смену традиционному очному образованию

Москва. 20 марта. ИНТЕРФАКС - О достоинствах онлайн-магистратуры и перспективах ее развития рассказывает генеральный директор Фонда развития онлайн-образования (ФРОО) Александр Купцов.

Большинство россиян считают, что высшее образование необходимо. По данным опроса ВЦИОМ, 71% школьников стремятся поступить в вузы, а по статистике Организации экономического сотрудничества и развития, 54% граждан в возрасте от 25 до 64 лет имеют хотя бы один диплом о высшем образовании.

Технологии постоянно развиваются, "цифровизируются" все сферы жизни, и все популярнее становится онлайн-образование.

Лабораторные работы теперь можно выполнять в специальных VR-очках, а учиться рабочим специальностям с помощью дополненной реальности.

Конечно, остаются профессии, требующие длительного очного образования, например, врач. Но вместе с тем, есть масса сфер деятельности, знания в которых не менее важны, а получать их можно удаленно: бизнес, IT, digital.

На первый план выходят конкретные навыки, а не абстрактные знания.

Доверие бизнеса к онлайн дипломам быстро растет, особенно там, где появляется много новых профессий.

Все больше и больше крупных университетов развивают это направление и даже запускают свои онлайн-магистратуры.

На данный момент лидерами в этом направлении считаются Томский государственный университет - у них работают пять программ онлайн-магистратуры с различными направлениями от генетики и биомедицинских технологий до фундаментальной и прикладной физики, и МФТИ и МГТУ им. Н.Э.Баумана, которые онлайн обучают комбинаторике и технологическому предпринимательству. Также свои онлайн-магистратуры открыли Южно-Уральский государственный университет и Дальневосточный федеральный университет.

В России эта модель образования только начинает развиваться, но уже в недалеком будущем традиционные формы обучения преобразятся. Популярным станет смешанный вариант, где онлайн и офлайн инструменты тесно связаны между собой.

За рубежом онлайн-магистратуры уже интегрировались в общую канву образовательных процессов.

На площадках формата EdX или Coursera можно найти программы от американских и европейских вузов по специальностям от маркетинга и юриспруденции до узких технических профессий.

Учиться на таких программах придется около двух лет при средней стоимости в 20000 долларов, что значительно дешевле очной формы. В России же стоимость обучения в дистанционных магистратурах от государственных вузов не отличается от очной.

Зачем нужна магистратура?

С 29 декабря 2012, согласно Федеральному Закону "Об образовании в Российской Федерации", высшее образование подразумевает две ступени. Первая — бакалавриат и специалитет, по завершении которой, студент получает диплом о высшем образовании с присвоением квалификационной степени бакалавра или специалиста.

С этим дипломом можно сразу начинать трудовую деятельность, а можно пойти учиться дальше, в магистратуру. Программа этого этапа обучения длится обычно один-два года и направлена на специализированную и более продвинутую подготовку.

Все мы делаем ошибки, и не всегда в 17-18 лет человеку удается сразу определиться со своим призванием.

Магистратура — решение этой проблемы. Теперь не нужно тратить еще четыре-пять лет на второе высшее, можно поступить в магистратуру по нужной специальности и переквалифицироваться.

При этом абсолютно не имеет значения, сколько вам лет. Кто-то продолжает свое образование после вуза, кто-то — уже состоявшийся бизнесмен, решивший расширить свой бизнес за счет новых знаний, а кто-то просто любит учиться.

По данным, опубликованным на сайте Coursera, студенты их онлайн-магистратур в основном люди с опытом работы от десяти лет и в возрасте около 35. Именно в этот период жизни люди пересматривают свою карьеру, нуждаются в дополнительных знаниях и расширении профессиональных навыков.

Какие плюсы у онлайн-магистратуры?

Первое и самое важное преимущество — это актуальность преподаваемого материала. Программы большинства вузов давно устарели, и, к сожалению, никто не занимается их модернизацией. А все существующие в мире онлайн-магистратуры разработаны в последние годы. Их контент является самым свежим, самым интересным, самым востребованным на рынке труда.

Второе — теперь студент не должен быть привязан к институту географически. Живя в Тюмени, вы можете проходить магистратуру в московском вузе. Онлайн позволяет присоединиться к обучению студенту из любой точки мира.

Третье преимущество в том, что обучение проходит в темпе студента. Одному человеку достаточно прослушать лекцию один раз, другому удобно всегда иметь к ней доступ и возвращаться при необходимости. Кто-то хорошо воспринимает информацию утром, а кто-то ночью. У студента всегда есть возможность получить обратную связь, по тому или иному каналу связи.

Немаловажно, что на таких курсах собираются действительно заинтересованные люди. Их не "пристроила мама по знакомству", они сами приняли решение учиться, так как им это необходимо. Как правило, эти студенты уже хорошо понимают, что программа самой лучшей онлайн-магистратуры или любого другого учебного курса — лишь 10% всего объема информации по теме, и помимо теории нужна будет практика и желание самообразовываться всеми доступными способами.

Каким образом построено обучение в онлайн-магистратуре?

Все достаточно просто. Лекции заменяют их видеозаписи. Больше не нужно сидеть в аудитории, можно слушать их где угодно. Семинары заменяют вебинары.

На специальной платформе открывается вебинарная комната, где собираются 15-20 студентов и обсуждают предмет, могут задать вопросы педагогу и сразу получить ответы.

Все работы и домашние задания сдаются в электронном виде. Проверка может быть организована по-разному: тесты проверяются автоматически, а, например, творческие задания могут поступать на проверку педагогу или на рецензирование другим студентам.

Для идентификации используется прокторинг, система верификации личности и подтверждения результатов прохождения онлайн-экзаменов.

Основная задача таких систем — через доступ к веб-камере, микрофону и рабочему столу пользователя подтверждать соблюдение регламента экзамена в автоматическом или полуавтоматическом режимах.

Системы прокторинга довольно сложны, они работают с несколькими видео-потоками, технологиями распознавания лиц и речи, содержат в себе системы хранения данных пользователей. Для пользователя это выглядит несколько проще: студент получает доступ к экзамену, записывается на сдачу заранее, для этого ему предлагается выбрать из возможных свободных сессий прокторинга, организовывает пространство, минимизирует все отвлекающие факторы, и запускает сессию.

Перед началом каждого экзамена (сеанса) осуществляется автоматическая проверка связи и параметров компьютера на соответствие минимальным техническим требованиям: рабочая веб-камера и микрофон, пропускная способность сети не менее 1 Мбит/с, время отклика сети не более 1000 мс и другие. Если все работает как надо, то экзамен начинается.

Больше всего сложностей возникает с проектной и дипломной работой. Но и тут на помощь приходят современные технологии, позволяющие сделать все удаленно: внести правки, собрать конференцию для обсуждения, обсудить что-то с научным руководителем.

Самое узкое место в такой форме образования — дипломная работа. В очной магистратуре может учиться ограниченное и сравнительно небольшое число людей, обычно около ста, а онлайн — сколько угодно, и 1000, и даже больше. И для каждого из них нужно придумать действительно интересную тему квалификационной работы, что довольно сложно.

Тут ответственность ложится не только на студента и вуз, но и на индустриальные компании-партнеры, которые должны помочь студентам в практическом применении знаний: обеспечить преддипломной практикой, подключать к своим производственным и бизнес-процессам. Сохранить качество дипломов, увеличив их количество, не просто.

***

Одна из ключевых для онлайн-магистратур известная международная платформа Coursera. Компания была основана в 2011 году и за семь лет стала крупнейшим в мире провайдером дистанционных образовательных курсов.

На этой платформе уже зарегистрировано 36 млн пользователей.

В 2015 году Coursera впервые предложила формат online master’s, на платформе появились онлайн магистратуры.

Среди партнеров такие уважаемые в мире вузы, как Стенфорд, Duke, Университет Мичигана, Лондонский университет и другие.

Общий мировой рынок бакалавриата и магистратуры – $1,5 трлн. По данным Coursera, 98% студентов, довольны качеством онлайн-обучения.

Кроме того, дистанционная магистратура привлекательна с экономической точки зрения для вуза: у такой формы обучения нет ограничений по количеству мест, что финансово выгодно для университета.

С высокой долей вероятности можно предположить, что в будущем возможность учиться онлайн появится повсеместно.