Что мы знаем и чего не знаем о российских школах

Москва. 20 марта. ИНТЕРФАКС - О проблемах содержания и доступности статистических данных по российским средним школам рассказывают аналитик Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Александр Беликов  и ведущий эксперт Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Мерцалова.

Недавно в правительстве очередной раз был поднят вопрос о сокращении отчетной нагрузки на школьных учителей. Существенная часть этой самой нагрузки формируется за счет статистических сведений, которые обязаны предоставлять все образовательные организации, и подготовка которой зачастую поручается именно педагогическому составу.

Не стоит при этом считать, что данная проблема возникла недавно. На большие объемы непрофильной нагрузки на педагогов неоднократно указывали общественные организации, СМИ и, прежде всего, сами учителя.

Растет количество проверок и отчетов, запрашиваемых со школ

По результатам Мониторинга экономики образования, проводимого НИУ ВШЭ, в 2016 году более 45% опрошенных учителей указали, что им не нравится в школе высокая внеучебная нагрузка: слишком много отчетов, документации. Но следует отметить, что отчетная нагрузка выражается не только в количестве документов, заполняемых учителями.

Директора, например, отмечают рост количества внешних проверок и запросов на предоставление сведений, как со стороны образовательных ведомств, так и со стороны иных контрольно-надзорных организаций: роспотребнадзора, пожарной инспекции, прокуратуры и др. Среднее количество проверок в школах со стороны различных контрольно-надзорных органов в год достигает 5. При этом растет санкционное давление на руководителей образовательных организаций по результатам проведенных проверок и оценок (в том числе рейтингов), которое рикошетом отражается на учителей и повышает эмоциональное напряжение в педагогическом коллективе и снижает эффективность его работы.

Количество запросов на предоставление тех или иных сведений о деятельности школы по результатам исследований в некоторых регионах России за учебный год превышает 200. Причем большая часть этих запросов касается данных образовательной статистики: количество обучающихся в тех или иных классах, количества педагогов с определенными характеристиками, количества того или иного учебного оборудования и т.д.

Возникает закономерный вопрос о наличии в стране дефицита образовательной статистики. И ответ на него очень неоднозначен. Попробуйте самостоятельно найти, к примеру, информацию о количестве учителей математики в Свердловской области или численность семиклассников в Санкт-Петербурге. Вероятнее всего вы также сделаете вывод о том, что эти данные либо не собираются вовсе, либо не публикуются в открытом доступе.

Действительно ли отсутствует образовательная статистика?

В действительности ситуация с доступностью статистики образования обстоит не так плохо, как можно было бы предположить. Хотя в данном случае необходимо уточнить, о какой статистике образования идет речь, поскольку она бывает разной и готовится разными ведомствами.

Основная отчетная нагрузка приходится на периодические статистические отчеты. Эти сведения школы (как и все прочие образовательные организации) сдают ежегодно, в заранее установленные и понятные сроки. Однако в дополнение к ним в школу может поступать масса более мелких, разовых запросов. Это может быть запрос учредителя на какие-то специфические сведения, которые в рамках существующего статистического наблюдения не собираются (к примеру, число шкафов, закупленных в течение последних трех лет). Могут быть запросы, поступающие, как уже отмечалось, от ведомств, не связанных напрямую с системой образования: прокуратура, МВД или пожарники зачастую устраивают проверки после тех или иных трагических событий. Наконец, не самый высокий уровень взаимодействия между государственными органами и ведомствами нередко приводит к дублированию запросов на сведения, которые школа и так сдает в рамках существующего статистического учета.

Но основная часть школьной статистики, как уже отмечалось, собирается в рамках существующего федерального статистического наблюдения (ФСН). Для школы это означает ежегодное заполнение соответствующих форм (формы ФСН № ОО-1, № ОО-2), суммарно насчитывающих десятки тысяч заполняемых ячеек. В первой собираются сведения о контингенте обучающихся и кадровом составе; во второй – о материальной базе и финансовых аспектах деятельности школ. Эти данные Министерство просвещения[1] действительно публикует в открытом доступе на своем сайте или в специальной Единой информационной системе (ЕИС Минобрнауки России).

Оба ресурса не особенно удобны и выглядят, мягко говоря, несовременно, но статистические данные получить оттуда возможно, что уже можно считать своего рода успехом (не так часто встречаемым в случае статистики иных социальных сфер).

Таким образом, если знать, где искать, то вполне можно обнаружить достаточно большое количество самых разнообразных данных о российском образовании: от численности детей с нарушениями слуха (и другими проблемами здоровья), обучающихся в том или ином классе, и до объема внебюджетных средств, которые школы потратили на оплату коммунальных услуг.

Другой вопрос, достаточно ли этих сведений, устраивает ли нас уровень детализации, технические возможности ресурсов, на которых размещены сведения и многое другое. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, сперва нужно понять, кому вообще нужна статистика образовательной сферы, кто и для чего ею пользуется?

Кому это нужно?

Можно выделить три основных группы потребителей статистических данных о системе образования:

Руководители и специалисты системы образования. Это ключевые пользователи данной информации. Развивающийся в последние два десятилетия принцип управления с опорой на знания привел к тому, что работа с данными, их анализ и интерпретация стали неотъемлемой частью деятельности любого управленца. Им нужны и общие сведения о школах и территориальных образовательных системах, и специфические "неожиданные" данные, которые "вдруг понадобились" для срочного ответа на запрос вышестоящих организаций (например, необходимость по запросу "сверху" должны срочно предоставить сведения о том, какого производителя гречка закупается в школах региона), или для решения собственной управленческой задачи.

Как правило, у этих людей есть доступ или возможность получения любой информации о школах своей территории (муниципалитета и региона). И даже дополнительные запросы в образовательные организации делать приходится в исключительных случаях.

Но вот как только управленец-аналитик решит сравнить состояние своего муниципалитета, своей школы с другими, похожими, чтобы точнее понять имеющуюся ситуацию (оценка и качественный анализ без сопоставления невозможны), он тут же столкнется с неразрешимой проблемой: где и как найти данные по этим другим школам и муниципалитетам? При существующей в стране информационной политике в системе образования им остается уповать только на личные связи с руководителями (специалистами, имеющими вес и доступ к информации) региональных и муниципальных органов управления и образовательных организаций.

Экспертное сообщество и исследователи образования. Данная категория заинтересована, прежде всего, в максимально обширных и всеобъемлющих сведениях. Иными словами, для этой группы пользователей чем больше статистики собирается, обрабатывается и публикуется, тем лучше. В России исследовательское и экспертное сообщество сферы образования сталкивается, прежде всего, с нехваткой определенных специфических сведений. В частности, крайне не хватает информации о социально-экономическом статусе обучающихся и их семей, что, как показывают многочисленные исследования, является одной из ключевых характеристик, влияющих на образовательные результаты ребенка. Пока мы не знаем, как именно дифференцируется контингент школ в той или иной территории по уровню дохода или образования родителей, уровень понимания процессов, происходящих в системе образования будет оставаться недостаточным для принятия грамотных, точных и своевременных управленческих решений.

Еще одним серьезным дефицитом статистики образования для данной группы пользователей является низкий уровень детализации данных: отсутствие в открытом доступе данных в разрезе муниципальных образований (районов) и образовательных организаций. Централизованно сведения публикуются только по стране в целом и в разрезе регионов, что в большинстве случаев является явно недостаточным. С учетом того, насколько неравномерно и разнонаправленно развиваются отдельные территории России, среднее значение по региону зачастую является тем самым "средним по больнице", не позволяющим понять специфику процессов, происходящих в территориях удаленных от областных центров. В международной практике уже давно принято смотреть на значительно более мелкие территориальные единицы, нежели те, которыми являются субъекты Российской Федерации.

В Дании, к примеру, сбор статистики происходит по системе единого реестра, куда муниципалитеты вносят всю информацию по всем уровням образования на каждого человека. В итоге создается ежегодный регистр, содержащий сведения о всех учащихся на всех ступенях образования. В нем учитывается программа обучения (если учащийся прошел несколько образовательных ступеней, то учитывается каждая ступень), время начала обучения; время окончания (если завершено во время подсчета), дальнейшая траектория (следующее место учебы или работы). В итоге известны все потоки учащихся, как остающихся в системе образования, так и покинувшие ее. Помимо информации, содержащейся в реестрах, можно так же узнать общую информацию по образовательным уровням в целом: численность учащихся и педагогического состава на каждом образовательном уровне, занятость граждан в сфере образования.

В России уже много лет обсуждается проект подобной системы, имеющий название "Контингент", однако решение о ее внедрении до сих пор не принято и не известно, будет ли принято вообще.

СМИ и общественные организации (фонды, волонтерские движения и др.). Неоднородность данной группы пользователей определяет неоднородность ее запросов к информации о системе образования. Ключевой проблемой в этом отношении становится наличие (или периодическое возникновение) у разных представителей СМИ и общественности специфических, неожиданных запросов, которые каким-то образом оказались не представлены в многотысячной статистике.

Для данной группы потребителей статистических данных приоритетными являются форма представления и доступность существующих сведений. Важно, чтобы ключевые показатели системы образования публиковались там, где их можно легко и быстро найти. И с этим в России дела обстоят не слишком хорошо.

На сайте Росстата в разделе образования есть несколько аналитических справок в формате текстовых документов и несколько табличек с данными, что никак не получается назвать достаточным. А сайт ЕИС, упоминавшийся ранее, самостоятельно вы вряд ли найдете: поисковыми сервисами в силу малой посещаемости они индексируются плохо и не попадают на первую страницу выдачи даже при очень хорошем и точном запросе. А даже если этот портал вам все же удастся найти, вы увидите "свалку" в виде бесконечных таблиц Excel, разобраться в которых, не являясь специалистом, будем весьма непросто. При этом международный опыт показывает, что это может быть устроено лучше.

С точки зрения доступности и оформления статистических данных особенно ярким представляется кейс Австрии: это удобный, красивый и наглядный инструмент работы с основными характеристиками системы образования. Этих данных не хватит для написания докторской диссертации, но более чем достаточно для общего понимания развития образования в стране. Отдельно стоит отметить итоговую интерактивную карту по каждому муниципалитету, где отображено каждое образовательное учреждение.

Потребители образовательных услуг (учащиеся, родители). Для данной категории самым важным является доступ к необходимой информации о конкретных образовательных организациях: социальный состав учащихся (у нас эта тема считается запрещенной, хотя во многих странах мира, например, в Австралии, США, эти сведения о школах публикуются открыто), характеристики педагогического состава, образовательные результаты (тоже "закрытая" тема российского образования) и др. Здесь, увы, Российская система является далеко не положительным примером. На сайтах большинства школ представлена информация в соответствии с нормативно установленным перечнем малоинформативных сведений; иными словами, там публикуется в основном не то, что интересно родителям и школьникам.

Наиболее активное обращение к школьным сайтам наблюдается в период, когда родители занимаются поиском и выбором образовательной организации. Эта задача остается затруднена даже если в искомом диапазоне сайты всех школ исключительно клиенториентированы: содержат в удобном доступе и формате все интересные для пользователей данные. Для сравнения школ родителю приходится на бумажку выписывать характеристики просмотренных вариантов. Здесь явно не хватает возможности посмотреть, отобрать и сравнить все школы в одном окне.

Вероятно, именно поэтому "сарафанное радио" и советы друзей остаются одним из ключевых критериев выбора школы.

Все хотят знать о главном: как школа учит?

Есть еще одна проблема, общая, пожалуй, для всех описанных групп (даже для специалистов самой системы образования): в России не публикуются сведения об образовательных результатах, о качестве подготовки обучающихся. Они не публикуются даже в обобщенном виде!

Речь идет, в первую очередь, о результатах ЕГЭ. Попробуйте найти официальные сведения хотя бы о среднем балле ЕГЭ по русскому языку в разрезе регионов России. Вы сможете найти какие-то данные на сайтах региональной администрации, но они, увы, далеко не всегда оказываются достоверными. Рособрнадзор, являющийся держателем этих данных (субъектом статистического учета, если говорить на языке нормативных документов), эти сведения не публикует. У этого есть свои причины: надзорный орган не без оснований опасается рейтингования регионов, которое в случае открытия данных о ЕГЭ будут проводить все желающие. Но факт остается фактом: у общественности нет доступа к официальным сведениям о главном экзамене страны, который одновременно является самой объективной массовой оценкой качества подготовки обучающихся в России.

Точно также невозможно найти сведения о результатах проводимых экзаменов выпускников 9-х классов (ОГЭ), всероссийских проверочных работ (ВПР). А как оценить качество школы, не зная результатов ее работы? Как принять эффективное решение, не имея возможности сопоставить усилия и вложения с получаемым результатом? Как оценить конкурентоспособность, не имея возможности посмотреть на качество создаваемого продукта – человеческого капитала, формируемого школой?

Результаты выборочных исследований, таких как национальные исследования качества образования (НИКО), международные исследования качества образования (TIMSS, PISA, PIRLS) репрезентативны только в разрезе страны в целом, и публикуются только в виде аналитических обзоров, о которых знают и которые могут найти только посвященные люди. Никакой аналитический обзор не может осветить всех информационных нюансов, так что эти данные остаются достоянием немногих.

Вместо заключения

Таким образом, основная проблема российской образовательной статистики (а если точнее – всей российской статистики) заключается не столько в отсутствии данных, сколько в архаичности их представления, в отсутствии доступа к ним, особенно в части сведений об образовательных результатах и пообъектных данных об образовательных организациях. Данные о школах в России собираются, и их немало, но работать с ними, будучи непрофессионалом, практически невозможно.

Отсутствие (действительно отсутствие) ряда сведений, которые могли бы быть полезны исследователям, управленцам или иным заинтересованным лицам, это скорее единичные случаи. Главная проблема – сделать удобным и доступным для использования то, что уже есть.



[1] Процесс реорганизации Минобрнауки России в два ведомства еще продолжается и на данный момент нет статистических сведений, которые были бы публикованы Министерством просвещения. Тем не менее, здесь и далее будет использовано актуальное название.