Выбор профессии: по любви или по расчету?
Москва. 22 января. ИНТЕРФАКС - Об основных путях выбора профессиональной деятельности рассказывает научный сотрудник Федерального института развития образования РАНХиГС Галина Резапкина.
Чтобы перечислить основные мотивы выбора профессиональной деятельности, хватит пальцев одной руки.
Наиболее понятный и очевидный мотив труда – деньги. Немецкий психолог Эрих Фромм называет этот мотив "стяжательским" и одним из деструктивных, а тип человека – рыночным. Рыночный человек, по Фромму, воспринимает себя как товар, который надо подороже продать. Деньги – полезная вещь, но грустно было бы сводить смысл работы к заработку. Хотя традиционно профессией называется деятельность, направленная на благо общества, существует масса "услуг" на грани или за гранью закона, перечислять которые мы здесь не будем.
Повышенная потребность быть в центре внимания нередко приводит человека на телевидение, в политику, мир моды, журналистику, шоу-бизнес. Хорошо, если этот мотив подкреплен талантом и трудолюбием. Если нет – мир получит еще одного безголосого певца, бездарного журналиста, назойливого шоумена, самовлюбленного политика. Стремление к славе как ведущий мотив деятельности блокирует творческие способности и разрушает личность. В последние годы резко выросло число школьников, которые хотят быть писателями при отсутствии литературных способностей – только для того, чтобы написать книгу, издать хотя бы в одном экземпляре и поставить на полку как предмет гордости.
Еще один мотив выбора профессии – стремление к власти. Если власть – не инструмент достижения каких-то благородных целей, а самоцель, то такой человек опасен для общества.
Эти мотивы образуют триаду: жажда денег обычно обусловлена желанием с их помощью достичь большей власти и славы, а стремлении к власти и славе вызвано желанием иметь много денег. Многие старшеклассники хотят быть чиновниками, политиками и депутатами потому, что эти профессии отвечают их потребностям в деньгах, славе и власти.
Пользуясь аналогией с выбором спутника (или спутницы) жизни, эти мотивы характеризуют профессиональный выбор как "брак по расчету". Не касаясь этической стороны вопроса, отмечу, что профессиональная успешность и удовлетворенность трудом в этих случаях проблематичны, логическое развитие деструктивных мотивов обычно приводит к эмоциональному выгоранию и психическим расстройствам.
К счастью, еще есть люди, движимые иными мотивами.
Творчество – ведущий мотив труда людей, для которых работа – средство самореализации, а не самопрезентации, самоутверждения или только заработка. Творческое отношение к труду – это основа профессиональной успешности. Хотя творчество традиционно связывают с искусством и наукой, оно может проявляться в любой деятельности. Творческая личность постигает мир через любовь и разум.
Служение как мотив труда встречается все реже. Возможно, поэтому в наше время такая редкость – хорошие врачи и учителя, предупредительные продавцы, вежливые официанты. Ратное дело традиционно называется службой. В классической актерской среде принято говорить: "Я служу в театре", что подчеркивает высокий смысл актерского ремесла. Служение – это не столько вид деятельности, сколько отношение к своему делу.
Эти мотивы тесно связны с любовью как целью и смыслом любой деятельности. Они дают нам силы и возможности достигать душевного комфорта, хотя не всегда избавляют от материальных проблем. Чаще всего по специальности работают молодые люди, выбирающие профессию "по любви".
Наверное, возможны отношения с профессией по типу "стерпится – слюбится", когда с годами начинаешь любить дело, выбранное из практических соображений. Но в моей практике психолога-профконсультанта такие не встречались – возможно, потому, что человек, преодолевший противоречие "по любви или по расчету?", в услугах психолога не нуждается.
В чистом виде все пять мотивов встречаются разве что в книгах – у каждого человека свои пропорции, которые меняются вместе с обстоятельствами и мироощущением. Осознание своих мотивов требует смелости и честности. Но без этого правильный выбор профессии проблематичен, так как предполагает понимание: "Что я хочу от будущей профессии?".
Авторская Методика "Иерархия мотивов труда"
Инструкция: оцените каждый из пяти вариантов ответа по степени их привлекательности для вас, обведя одну из цифр от 5 баллов за самый привлекательный для вас вариант до 1 балла за самый непривлекательный. Цифры в каждой группе ответов не должны повторяться!
1. Я предпочитаю профессию, которая позволит мне | |||||
А) Быть в центре внимания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Б) Помогать людям |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
В) Управлять другими людьми |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Г) Заниматься творчеством |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Д) Не испытывать материальных проблем |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2. Если бы у меня было много денег, я бы вложил(а) их | |||||
А) В рекламу своей деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Б) В благотворительную деятельность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
В) В свою предвыборную кампанию |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Г) В исследования и творческие проекты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Д) В надежные акции или в банк под высокий процент |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3. Меня привлекает профессия | |||||
А) Актера, журналиста, телеведущего |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Б) Священнослужителя, врача, учителя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
В) Политика, руководителя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Г) Ученого, художника, писателя, поэта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Д) Банкира, финансиста |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4. Мне ближе высказывание | |||||
А) У человека, слава которого гремит, никогда не будет недостатка в друзьях и приязни людей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Б) Если вы ищете способ сделать свою жизнь осмысленной, начните помогать другим людям |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
В) Стремление к власти так же присуще человеку, как и преклонение перед властью над собой |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Г) Кто испытал наслаждение творчества, для того другие наслаждения уже не существуют |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Д) Деньги правят миром, и тот сильнее, у кого их больше |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5. Для меня важнее всего в жизни | |||||
А) Cлава, признание окружающих |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Б) Возможность служить другим людям |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
В) Власть над другими людьми |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Г) Творческая свобода |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Д) Финансовое благополучие |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Сумма баллов |
|
|
|
|
|
Обработка: Подсчитайте число баллов в каждом столбце:
20-25 баллов – ярко выраженный мотив труда
15-19 баллов – выраженный мотив труда
10-14 баллов – слабо выраженный мотив труда
5-9 баллов – мотив труда не выражен
Каждая колонка соответствует определенному мотиву труда:
I – "Слава"
Стремление быть в центре внимания нередко приводит человека на телевидение, в мир моды, журналистику, шоу-бизнес. Хорошо, если этот мотив подкреплен талантом и трудолюбием. Если же нет, то мир получит очередного безголосого певца, бездарного журналиста, назойливого шоумена. Этот тип мотивации очень заразен, потому что вызывает справедливое недоумение: почему эта посредственность всем известна, а я – нет? Чем я хуже?
II – "Служение"
Этот мотив является полной противоположность предыдущего и встречается все реже. Возможно, поэтому в наше время становятся редкостью хорошие врачи и учителя, предупредительные продавцы, вежливые официанты. В актерской среде принято говорить: «Я служу в театре», что подчеркивает высокий смысл актерского ремесла. Служение – это отношение к своему делу, которое отличает духовно зрелых людей, ставящих интересы дела и других людей выше собственных.
III – "Власть"
Желание командовать и управлять встречается намного чаще, чем способность к руководящей деятельности, поэтому так много некомпетентных руководителей. В идеальном варианте власть может быть не самоцелью, а инструмент достижения благородных целей. Испытание властью – одно из самых сложных в жизни любого человека. Наверное, самое яркое описание феномена власти дал Толкиен в книге «Властелин колец». В реальной жизни политики так же неохотно расстаются с властью, как Горлум, Фродо или Бильбо Бэггинс с кольцом.
IV – "Творчество"
Творчество как ведущий мотив встречается у людей, для которых работа – средство самореализации, а не самопрезентации, самоутверждения и заработка. Творческое отношение к труду – основа профессиональной успешности, поэтому ему обычно сопутствует уважение и достаток. Хотя творчество традиционно связывают с искусством и наукой, оно может проявляться в любой деятельности. Творческая личность постигает мир через любовь и разум.
V – "Деньги"
В современных условиях деньги – самый распространенный мотив труда. Рыночная личность воспринимает себя и других как товар, который надо выгодно продать. Главное в ее жизни — карьера и деньги. Деньги как ведущий мотив характерен для очень бедных и очень богатых людей, потому что смысл их жизни – экономия и накопительство. Опасность этого мотива труда заключается в неразборчивости средств для достижения цели. Большая часть преступлений совершается из корыстных мотивов.