Оптимальный возраст для профориентации – 10-12 лет
Москва. 11 декабря. ИНТЕРФАКС - Благодаря проекту "Зеленая кисточка" школьники из регионов России узнают о перспективных профессиях и обучаются азам экологии и охраны труда. О запросе школьников на помощь в выборе профессии, талантливых детях в российской глубинке и желании бизнеса участвовать в соцпроектах рассказывает Вера Кузубов, президент Фонда поддержки школьной профессиональной ориентации "Зеленая кисточка".
В 2017 году Фонд "Национальные ресурсы образования" совместно с ОНФ опросили школьников 13-18 лет со всей России на предмет выбора будущей профессии. Так вот, 29% - почти треть выборки - не понимают, чем хотели бы заниматься в будущем, а 19% сказали, что школа никак не помогает в выборе профессии. При этом 26% школьников сказали, что "встречи и беседы с успешными, интересными людьми" сделают их счастливее сейчас и успешнее в будущем.
О профориентации говорил и Владимир Путин в послании Федеральному Собранию. Президент РФ прямо сказал, что профориентацию нужно развивать, подключать к этому бизнес и научные организации. Это прямое указание к действию и это, безусловно, привлекает внимание.
Возраст профориентации
Нет однозначного ответа, в каком возрасте необходимо начинать профориентацию детей. Чаще всего о профориентации начинают думать в спешке, в 15-16 лет, когда пора поступать в вуз, но никто не понимает, в какой. Этим вопросом занимаются профильные психологи и преподаватели. Мой опыт как президента фонда, занимающегося профориентацией, и как мамы двоих детей говорит, что чем раньше ребенок начнет узнавать о разных профессиях, тем лучше.
"Зеленая кисточка" работает со школьниками 9-14 лет, но иногда к нам на занятия в регионах приводят и детей младшего возраста. Как правило, вся профориентация, с которой они сталкивались до этого, заключается в вопросах взрослых "Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?". Но эти дети живо отзываются на доступные рассказы про профессии, на игровые мастер-классы по экологии и охране труда, занятия с лабораторным оборудованием. Так что в игровой форме начинать можно уже в младших классах школы.
Наиболее отзывчивы и открыты дети в 10-12 лет: они уже достаточно сознательны, чтобы воспринимать сложную информацию и думать о будущем, но еще лишены подросткового протеста и склонности все критиковать. Думаю, это и есть оптимальный возраст для начала профориентации.
Новый формат обучения или классика педагогики
В Москве может показаться, что профориентационных проектов на рынке в избытке. Однако большинство работает со школьниками старших классов, а не средних и младших. Мы также не знаем других проектов, которые бы работали по нашей модели, когда практикующие специалисты выезжают в регионы, в отдаленные поселки и проводят там профориентационные занятия.
На мой взгляд, образовательных центров и курсов профориентации мало, подход там часто формальный, и есть они не везде, а многие семьи не имеют возможности куда-то ездить ради профориентации ребенка. Директора школ, министерства образования разных субъектов часто просят нас провести профориентацию и по другим профессиям, а не только по экологии и охране труда. Но “Зеленая кисточка“ именно про это, мы знаем эти темы, умеем про них просто и интересно рассказывать и уже привлекли в проект профильных специалистов.
Получается, что мы работаем только по двум профессиям и только с детьми конкретного возраста - а страна у нас огромная. Так что конкуренции мы не опасаемся – наоборот, нам нужны единомышленники, чтобы делать общее дело. Чем раньше ребенок начнет всерьез задумываться о профессии, тем выше вероятность, что в 9-10 классе он сделает если не окончательный, то по крайней мере самостоятельный и осознанный выбор.
Об охране труда и окружающей среды
В первую очередь мы стремимся рассказать детям о двух конкретных профессиях – инженер-эколог и специалист по охране труда. Разумеется, не все участники проекта выберут эти профессии, но мы надеемся посеять в головы детей семя экологической ответственности и осознанной безопасности. Мы хотим, чтобы после наших занятий дети думали, что быть экологически ответственным и думать о безопасности людей – это не скучно и сложно, а здорово и важно. Мы стараемся вызвать интерес, придать некий первичный импульс, который побудит ребят потом самостоятельно изучать эти темы.
Региональный аспект
Мы будем привлекать как можно больше регионов и, соответственно, детей. Нам очень понравилось работать в отдаленных субъектах. Может, это прозвучит слегка некорректно, но в моей голове уже сложился девиз: ""Зеленую кисточку"на село!" У городских детей несравнимо больше возможностей для образования, чем у деревенских, сельских. При этом в российских деревнях живут невероятно сознательные, взрослые дети. Сейчас мы смотрим в сторону Дальнего Востока: хотим привлечь Приморский край, Хабаровск или Камчатку, может, Якутию – там на всю жизнь работы хватит. Еще Кемерово хотим и Норильск. Обязательно планируем вернуться в Крым, Чечню, Иркутскую область, где мы уже были. Когда мы объявляли победителей в Иркутской области, дети плакали, потому что не верили, что вот так бывает: нарисовал рисунок – и поехал в Москву. Но чтобы это было возможным, нам нужны новые партнеры, спонсоры - их мы тоже надеемся привлечь в будущем году.
Помогать легко: зачем бизнесу социальный проект?
Изначально "Зеленая кисточка" не требовала больших ресурсов. Сейчас мы выросли и уже не можем обходиться своими силами, поэтому у нас есть стратегический партнер, который нас поддерживает – EcoStandard group. Вся профориентация в Москве проходит на их территории, дети учатся в их лаборатории, все мастер-классы и занятия проводят их сотрудники, и, конечно, на их средства мы ездим по регионам сами и привозим детей в Москву. Думаю, EcoStandard group не до конца понимала, во что ввязывается, когда соглашалась нас поддержать. Но эта компания – большой игрок на рынке экологического консалтинга и охраны труда, так что они могут позволить себе такой масштаб поддержки соцпроекта, тем более наша тематика четко совпадает с их сферой деятельности.
Есть и другие компании – например, в этом году присоединилась ГК "Р-Фарм", которая предоставила подарки для победителей проекта. В "Р-Фарм" шутят, что вошли в проект, чтобы составить конкуренцию EcoStandard group в качестве будущего работодателя юных экологов и специалистов по охране труда.
Конечно, социальная ответственность бизнеса – это очень многогранный вопрос, особая тема. Кто-то спонсирует конкретный этап проекта, кто-то дает специалистов для мастер-классов, кто-то выступает информационным партнером или помогает в организации и региональных выставок. Мы стараемся подходить к своей работе как к бизнес-проекту и вообще говорить с бизнесом на одном языке – нам так легче добиваться целей, а компаниям легче с нами работать. Но, конечно, поиск партнеров – это сложно, так что, пользуясь случаем: мы открыты для любого сотрудничества и всегда готовы к переговорам!