Физтех проанализировал популярные ошибки участников контрольной "Выходи решать!"

Москва. 6 декабря. ИНТЕРФАКС - 17 ноября МФТИ совместно с компанией RDI Creative провели всероссийскую контрольную "Выходи решать!". Знания по математике, физике и информатике проверили 57 тысяч человек. Согласно результатам, 92% участников попробовали решить хотя бы одну задачу по математике, две трети (69.8%) – по физике и каждый второй (56.8%) – по информатике. Предметные методисты "Выходи решать!" отметили, что большинство участников успешно справились с задачами. Однако не обошлось без ошибок и преподаватели выделили наиболее популярные из них. Об этих ошибках рассказывают организаторы контрольной.

Фото предоставлено организаторами контрольной

Фото предоставлено организаторами контрольной

Коварный ноль

Самой популярной ошибкой было решение с нулем в пятой задаче по математике. Составители специально уточнили в условии, что a, b, c, d должны быть положительными целочисленными. Участники, которые сомневались в решении с нулем, спрашивали жюри, является ли ноль целым положительным. Ответ — нет, так как число положительно, если оно больше нуля. Некоторые участники даже собирались доказать, что нет решения в положительных целых числах. Но в том, что оно существует, можно убедиться в официальных решениях контрольной.

 

Неверное толкование условия

Другой популярной ошибкой является неверная интерпретация условия второй задачи по физике. В нём сказано: «Журавль летит строго на юг. При этом дует боковой восточный ветер». Нужно было рассчитать скорость полета птицы. Некоторые участники подумали, что журавля сносит. То есть он сменил направление и боковой ветер на него больше не воздействует. Но, если логически размышлять: журавлю нужно на юг, чтобы перезимовать. Как мы знаем из курса биологии, перелетные птицы способны определять, куда им нужно лететь. Тогда журавль не должен менять курс и лететь строго на юг, а значит в задаче необходимо было учитывать скорость бокового ветра.

 

Уравнения и расчеты

Поскольку система принимает только ответы, трудно судить, почему многие участники ошиблись в первой задаче по физике. В условии описан сосуд с водой, в который впустили разогретый до определенной температуры пар. Необходимо было найти изначальную температуру воды. Здесь возможны два варианта: неверно было записано уравнение теплового баланса или же арифметические ошибки.

 

Соотношение с реальностью

В других задачах по физике порой встречались совсем “нефизичные” ответы. Один из участников ответил, что в третьей задаче на обогревателе выделится теплоты в 2708333,3 раз больше, чем на проводах. Поэтому методисты советуют согласовывать полученные решения с реальностью, чтобы не допускать больших ошибок.

 

Подбор решения

Немало ошибок допущено в третьей задаче по математике. Некоторые участники утверждали, что решений нет; другие –  бесконечно много. Тем не менее, вопрос на задачу дается однозначно. Из диалога с участниками стало ясно, что они пытались подобрать решения. Предметные методисты контрольной рекомендуют смотреть на задачу в общем виде и замечать закономерность.

Организаторы контрольной отметили, что все участники –  большие молодцы. А также подчеркнули, что метод научного познания –  метод последовательных приближений, когда постепенно, шаг за шагом, мы приближаемся к истине: пробуя, ошибаясь и уточняя. Как гласит девиз Физтеха — Sapere aude!