Fashion Futurum – инновационный образовательный формат, ориентированный на молодого дизайнера

Фото предоставлено порталом ntinews.ru

Москва. 5 декабря. ИНТЕРФАКС - Благодаря проекту Fashion Futurum молодые дизайнеры могут не только приобрести новые знания и навыки в области моды и дизайна, но и выйти со своей продукцией на широкую аудиторию, а в дальнейшем – создать успешный модный бренд. О том, как и чему учить дизайнеров нового поколения, какие изменения произошли в модной индустрии и почему так важен диалог между дизайнером и производителем рассказывает президент Национальной палаты моды, Mercedes-Benz Fashion Week Russia Александр Шумский.

Национальная палата моды занимается рядом проектов и мероприятий. Флагманским мероприятием является российская неделя моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia. С 2012 года мы делаем ежесезонные показы в Санкт-Петербурге. Помимо показов у нас есть и образовательные, и технологические проекты.

Одной из главных наших идей последних лет стал проект FashionNet - мы инициировали разработку дорожной карты в рамках Национальной технологической инициативы. FashionNet – это, по сути, альтернативная стратегия развития индустрии моды в России, альтернативность которой была обусловлена стратегией развития легпрома, не учитывавшей ни новые технологии, ни креативный аспект. Акселератор Fashion Futurum был запущен в логике FashionNet, как и проекты Futurum Moscow и Futurum SPb. Последние два - платформа для продвижения молодых талантов, следующая ступень после "кузницы кадров", которой является акселератор.

Примечательно, что первый Futurum SPb прошёл в "Точке кипения" на площадке "Ленполиграфмаша" в Санкт-Петербурге. "Ленполиграфмаш" производит отечественные 3D-принтеры, с которыми он выступал партнером акселератора Fashion Futurum: молодые дизайнеры получили навыки 3D печати.

В следующем году мы планируем расширить присутствие Futurum за пределы Москвы и Санкт-Петербурга. Мы ищем талантливых дизайнеров в Калининграде, Новгороде, Омске и даже Иваново. Следующая ступень после Futurum для молодого таланта – участие в нашей неделе моды, а потом и на международных площадках.

Мировая индустрия моды радикально меняется в последние годы, и это, в общем, окно возможностей для того, чтобы попытаться переформатировать нашу легкую промышленность и создать предпосылки для развития нишевых, небольших микробрендов, которые стали главной мировой тенденцией.

Экология и свобода личности важнее моды: как меняется потребитель

Сегодня вся мировая индустрия моды переживает серьезный кризис. Конечно, большие игроки по-прежнему есть, они по-прежнему сильны и рассказывают, что все хорошо, но по факту происходит серьезная трансформация. Трансформация за счет появления новых технологий, за счет появления новых способов производства, за счёт электронной коммерции. Но самое главное, трансформация за счет того, что очень сильно меняется потребитель. И те огромные проблемы, которые есть в индустрии, выходят наружу. Самая актуальная проблема – это экология. Индустрия моды – все, что связано с производством одежды, обуви, аксессуаров, – находится на втором месте после нефтяной промышленности с точки зрения вредного влияния на окружающую среду. Вы не захотите покупать лишнюю пару джинсов, узнав, сколько уходит воды на производство одной пары, сколько используется красителей, химикатов.

Вырастает новое поколение, для которых вопросы sustainability (устойчивость окружающей среды – ред.), защиты окружающей среды очень важны. Причем для них это не приобретенное, а естественное знание. Они с ним рождаются. Это поколения Y и Z, миллениалы уже не в тренде. Все пытаются понять, как же у них складывается модель потребления, восприятие жизни. Ответственное потребление и защита окружающей среды часто оказываются лидерами предпочтений у молодёжи, согласно разным опросам. Это влияет на рынок, и влияние будет только расти.

Другая идея, которая занимает креативную молодёжь – это собственный бренд, который стало проще и запустить, и раскрутить. Онлайн-торговля и социальные сети приблизили мечту любого дизайнера сделать бренд имени себя. Сегодня большинство выпускников школ моды во всем мире хотят заниматься собственным брендом, а не работать на большую компанию.

То, что раньше было невозможно, сейчас становится возможным. Это справедливо и для бизнеса. Раньше для того, чтобы расти в глобальном масштабе, вам нужен был большой ресурс. Вы должны были иметь представительство в каждой стране мира, инвестировать в открытие офисов, создание розничной сети, складской сети, развитие логистики. Сейчас все это берет на себя онлайн-платформа. И самое главное, любой маркетплейс может связать вас с вашим клиентом без посредников.

Сегодня дизайнер может стать глобальным брендом, оставаясь микро-предприятием. То есть являясь фактически ячейкой из одного-двух-трех человек, бренд может выйти на мировой рынок - ещё десять лет назад это было утопией. Барьер для входа на рынок снизился очень сильно. Тысячи дизайнеров успешно торгуют только через Инстаграм. Открыть свой онлайн-магазин можно в течение 15 минут. Пока отстают производства, но это скоро будет исправлено - уже запущены роботизированные линии по производству обуви и одежды. Именно в этой логике построена концепция рынка FashionNet.

Экосистема фэшн-брендов меняется – появляется огромное количество молодых марок, фэшн-стартапов. Если раньше было 500-600 брендов в мире, которые определяли, что мы будем носить, то сейчас количество этих брендов – сотни тысяч. И их количество стремительно растет. Интерес, который проявляют мировые СМИ к российским дизайнерам обусловлены именно этими изменениями. И тем, как меняются покупатели - им мало привычного набора брендов, они ищут новое, особенно молодёжь.

Кто и как должен учить дизайнеров?

Это не всегда понимают и в западных школах моды. Подготовка дизайнера всегда проходила по одному и тому же шаблону, но после выпуска он должен был получать практический опыт, работая на другие компании и дома моды. Сегодня выпускники хотят работать на себя, а это требует другой подготовки в той части, которая не относится к полировке дизайнерского таланта. В рамках акселератора Fashion Futurum мы отрабатываем именно новые модели образования для дизайнеров, которые могут дать другие навыки. И речи не о социальных сетях, а о производстве, маркетинге и брендинге. Это касается и технологий - наша задача показать, что за границами классической швейной машинки существует большой мир, в котором есть место и виртуальной реальности, и 3D-печати, и нейросетям.

Это может быть полезно как для брендинга, так и для производства. Задача Акселератора – раздвинуть рамки архаичного легпрома для молодых брендов, показать инструменты и дать их попробовать. С каждым сезоном в акселератор добавляются новые элементы и новые индустриальные партнёры – дизайнеры создают реальный продукт, скоро будут его продавать. Это практика нового типа, и инструментов пока недостаточно для всей модной цепочки, но их недостаточно в мире, не только у нас. С этой точки зрения мы можем выстроить новую прогрессивную образовательную модель для дизайнера, аналогов которой нет в мире.