Российские вузы отличает высокий профессиональный контент и ориентация на инновационность
Вузы России отличает высокий профессиональный контент, ориентация на инновационность и устойчивое развитие региона. К таким выводам пришли ученые ТюмГУ Ирина Емельянова и Людмила Волосникова, проанализировав миссии ведущих российских и зарубежных вузов. Их статья вышла в журнале "Университетское управление: практика и анализ". (http://www.umj.ru/files/2018-1/emeljanova.pdf) В выборку вошли 159 зарубежных вузов, занимающие высокие места в Шанхайском рейтинге, и российские 47 вузов - членов ассоциации классических университетов.
Как пояснила заведующая кафедрой общей и социальной педагогики ТюмГУ Ирина Емельянова, в настоящее время в поиск "идеи университета" включены не только ученые и политики, но и сами университеты.
"Обучающая и исследовательская функции, описанные Вильгельм фон Гумбольдтом, остаются визитной карточкой классического университета. Продолжает быть актуальной традиционная для университетов тема формирования у студентов новых способов мышления, - утверждает эксперт. - Признаком новой эпохи в реализации обучающей функции стала тема создания образовательных сервисов как системы услуг, направленных на удовлетворение образовательных потребностей населения. Свою миссию классические университеты видят в том, чтобы продвигать знания по всему миру. Однако знание стало рассматриваться, скорее, как не общественное, а "частное благо", которое можно продать".
По мнению исследователей, глобальная информационная революция позволила вузам расширять зоны своего влияния. В продвижении знаний по всему миру безусловное лидерство принадлежит вузам Северной Америки. Идет непрерывная и целенаправленная работа над использованием имеющихся в университете ресурсов и привлечением новых. Акцент делается не только на разнообразии, но и на привлекательности образовательных услуг.
"Для того, чтобы российские вузы соответствовали мировым трендам, необходимы "инвестиции в репутацию", - говорит И.Емельянова. - Репутация вуза часто является основанием для выбора места и формы обучения".
Исследовательская функция
Темы современного звучания текстов миссий: глобальный контекст исследования, передовые исследования, инновационность результатов, международная открытость и сотрудничество. Исследования, которые проводятся в университете, охватывают самые широкие сферы: образование, культуру, социальную сферу, профессиональные технологии, экологию, медицину. Новые ориентиры, как утверждают ученые ТюмГУ, связаны с направленностью исследований на решение глобальных мировых проблем. В миссиях университетов отчетливо высвечивается стремление к глобальному прорыву в решении общемировых задач: улучшение, изменение мира, решение проблем человечества. Лидерство вузам обеспечивает возможность работать на стыке идей. Ядром научно-образовательного пространства становятся междисциплинарные исследования, обеспечивающие межгрупповую коммуникацию и открытость в научных исследованиях.
По мнению исследователей, позиционируя свои лидерские амбиции в определенных научных сферах, зарубежные вузы ориентируются на глобальные проблемы и международное лидерство. Российские же университеты отличаются своей заявкой на инновационность результатов исследования. Принципиальное значение для российских университетов имеет применение результатов исследования: способность к производству инноваций делает университет конкурентоспособным в промышленности, бизнесе, социальной сфере.
Профессиональная функция
Новая тема для современного университета – экономическая и предпринимательская деятельность, исследования в бизнесе и промышленности. Современный университет на североамериканском и европейском континенте – это не только образовательная организация, но и предпринимательская структура, способная вести экономическую деятельность и получать экономическую прибыль. По оценкам исследователей, для достижения максимального результата университетам необходимо тесное сотрудничество с региональными, национальными и международными партнерами.
"Российские университеты отличает высокий удельный вес профессиональной функции. Результаты высшего образования стали трактоваться в терминах профессиональных компетенций, - поясняет соавтор исследования, директор Института психологии и педагогики ТюмГУ Людмила Волосникова. - Развитие профессиональной функции связано со стремлением российских университетов сохранить лидирующие позиции в регионе. Повышение социально-экономической роли регионов приводит к тому, что университет оказывается в центре развития региона, более того, современный университет не может развиваться и жить вне регионального социума. В свою очередь, в регионах возрастает степень доверия к университетам, признание их экспертного потенциала в различных сферах деятельности".
Социокультурная функция
В сфере реализации социокультурной функции по традиции поддерживается тема социального служения обществу, нации, миру. Для современных университетов характерна широкая социальная вовлеченность, партнерство с обществом. Заметно усиливается региональное присутствие университета, участие в общественной и культурной дискуссии. Современные университеты особо выделяют толерантность к представителям других культур как в стенах университета, так и за его пределами. Обмен и сотрудничество между культурами и цивилизациями становится нормой современной жизни. Силу и уверенность современным университетам дает опора на исторические корни, историческое место, географию расположения университета.
По оценкам ученых, российские университеты отличает духовный компонент социально-культурной деятельности. Зарубежные вузы, обращаясь к теме духовности, делают акцент на развитии духа свободы, духа энтузиазма в сфере исследований.
Воспитательная функция
Наиболее солидарны современные университеты в признании необходимости работать над личностным и интеллектуальным ростом студентов. Задача педагогов – воспитать страсть к непрерывному обучению, оказать помощь в реализации личных амбиций. "Российские университеты в воспитании студентов выделяют в качестве приоритетной задачу воспитания конкурентоспособной личности, - сообщает И. Емельянова. - Тема конкурентоспособности не является традиционной для воспитания личности в системе российского образования. Более того, она в определенной степени противоречит гуманистическим традициям, характерным для отечественной вышей школы".
Анализируя миссии университетов, ученые отмечают, в текстах миссий не нашла своего отражения экспертная функция. Реализации данной функции связана со способностью университетов давать профессиональные оценки и строить научно обоснованные прогнозы в различных сферах деятельности.