85% студентов активно используют искусственный интеллект в учебной деятельности

Москва. 16 апреля. ИНТЕРФАКС - Ассоциацией студенческих олимпиад "Я – профессионал" в январе – феврале текущего года был проведен масштабный онлайн-опрос студенческой молодежи на тему
"Образ жизни студентов". О результатах исследования рассказали в пресс-службе Ассоциации.

Опрос проводился с 21 января по 28 февраля 2025 г. В нем принял участие 1041 человек. Среди опрошенных - 70% девушек и 30% юношей. Основную долю респондентов составили участники нынешнего VIII сезона Олимпиады "Я – профессионал" - 75%, 32% - участвовали в прошлых сезонах проекта, 17% - являются дипломантами прошлых лет. Медианный возраст респондентов – 21 год, средний возраст – 22 года. Больше всего респондентов учится на 2 (13%), 3 (20%) и 4 (19%) курсах бакалавриата.

Анализ полученных результатов показал, что 85% студентов активно применяют искусственный интеллект (ИИ) в своей учебной практике. Это подчеркивает растущую значимость технологий в образовательном процессе.

Наиболее распространенные способы использования ИИ среди студентов включают:

  • Поиск информации (70%): Большинство респондентов обращаются к ИИ для быстрого и удобного доступа к необходимым данным.
  • Написание рефератов и курсовых работ (43%): ИИ помогает студентам сократить время на выполнение заданий и улучшить качество своих работ.
  • Генерация изображений (36%): Многие студенты используют ИИ для создания визуальных материалов, которые делают их презентации более привлекательными.

Интересно, что искусственный интеллект занимает первое место в рейтинге наиболее важных технологий по мнению молодежи. За ним следуют биоинженерия (48%), новые материалы (35%), микроэлектроника (35%) и квантовые технологии (32%).

Кроме того, многие студенты стремятся связать свою карьеру с высокими технологиями и работать в инновационных компаниях. В их представлении, ведущими высокотехнологическими компаниями являются Яндекс, Сбер, Росатом, Т-Банк и VK. При этом студенты связывают сферу высоких технологий с общественной пользой, подчеркивая:

  • "Мне важно видеть результат работы, чтобы она приносила пользу, а не просто ради денег".
  • "Должен быть виден результат, чтобы его не выкинули в топку, отчет не сожгут и не скажут, что это провальный проект".

По данным исследования, 94% студентов считают, что их специальность важна для перехода страны к инновационной экономике и развития высокотехнологичных отраслей.

Студенты также делятся своими взглядами на будущее ИИ в своих профессиях:

  • Будущий медик: "Я думаю, искусственный интеллект будет помогать нам лечить, составлять тактику лечения и диагностировать болезни. ИИ уже обучают на медицинских снимках".
  • Будущий HR-специалист: "Инструменты ИИ можно использовать при первичном отборе кандидатов. Но на последних этапах интервью сложно оценивать человека".
  • Будущий финансовый аналитик: "На стажировке, связанной с кредитным анализом, ИИ может помочь определить, является ли проект убыточным".

 

Пользуетесь ли вы нейросетями в учебе/работе/хобби/повседневных делах?
(Один вариант ответа)

Доля ответивших, %

Да, регулярно

29,30%

Да, иногда

35,40%

Да, редко

20,30%

Нет, хотя пробовал(а). Не понравилось/не нужно

9,70%

Нет и никогда не пробовал(а)

4,80%

Другое

0,50%

 

Для чего вы используете нейросеть?

(несколько вариантов ответа)

Доля ответивших, %

Поиск информации

77

Написание эссе и рефератов/курсовых и дипломных работ

43

Генерация изображений

36

Создание рабочих/учебных презентаций

24

Написание программного кода

22

Подготовка постов в соцсетях

16

Обработка и улучшение фото

14

Общение

10

Формирование контент-планов/бизнес-планов

9

Составление подборок, например, фильмов или музыки

9

Создание музыки/стихов и другого "креативного" контента

8

Для распознавания и классификации изображений

7

Для распознавания речи

7

 

 

94% считают, что получаемая специальность важна для перехода страны к инновационной экономике, развития и стабильного существования её технологичных и высокотехнологичных отраслей.

95% планируют после окончания вуза работать по специальности.

Какие новые технологии кажутся вам наиболее
важными для развития России?

(несколько вариантов ответа)

Доля ответивших, %

Технологии искусственного интеллекта

54

Биоинженерия

48

Новые материалы

35

Микроэлектроника

32

Квантовые технологии

29

Технологии генерации и передачи энергии

23

Робототехника

21

Аддитивные технологии/аддитивное производство

11

Другое

9

 

Как вы оцениваете состояние развития новых технологий в России сегодня?

Выбравшие варианты ответа
"Очень развиты" и "Скорее развиты",

%

Технологии генерации и передачи энергии

50

Технологии искусственного интеллекта

49

Робототехника

44

Новые материалы

40

Биоинженерия

39

Квантовые технологии

33

Аддитивные технологии/аддитивное производство

28

Микроэлектроника

25

Другое (отметьте, если выбирали вариант "другое" в предыдущем вопросе)

25

  

Как вы думаете, являются ли перечисленные российские компании высокотехнологичными?

(несколько вариантов ответа)

Выбравшие вариант ответа  "Точно является", %

Яндекс

86

Сбер

75

Т-Банк

67

Росатом

61

VK

60

Газпром

46

Озон

45

Российский квантовый центр

43

Альфа

39

ВТБ

36

Газпромбанк

34

Роснефть

33

Авито

31

Норникель

25

 

Отметьте, пожалуйста, компании, в которых вы бы хотели работать в первую очередь?

(несколько вариантов ответа)

Доля ответивших, %

Яндекс

51

Сбер

39

Росатом

29

Т-Банк

25

VK

24

Газпром

23

ВТБ

14

Роснефть

13

Сибур

12

Озон

11

Альфа

10

Норникель

9

Лукойл

9

БИОКАД

9

 

Справочно:

Всероссийская олимпиада студентов «Я — профессионал» объединяет самых талантливых студентов и делает профессионализм ценностью. Это масштабная площадка для проверки знаний и прикладных навыков студентов российских вузов, а также уникальная система карьерного сопровождения.

Задания олимпиады разрабатываются совместно с экспертами ведущих российских вузов, количество которых превышает 30, а также представителями более чем 700 индустриальных партнеров олимпиады. В рамках олимпиады представлено более 70 направлений и 10 тематических групп.

Дипломанты получают льготы при поступлении на следующую ступень обучения, а также возможность пройти стажировку у отраслевых лидеров России — партнеров олимпиады. Медалистов также ждут денежные премии до 300 тысяч рублей.