85% студентов активно используют искусственный интеллект в учебной деятельности
Москва. 16 апреля. ИНТЕРФАКС - Ассоциацией студенческих олимпиад "Я – профессионал" в январе – феврале текущего года был проведен масштабный онлайн-опрос студенческой молодежи на тему
"Образ жизни студентов". О результатах исследования рассказали в пресс-службе Ассоциации.
Опрос проводился с 21 января по 28 февраля 2025 г. В нем принял участие 1041 человек. Среди опрошенных - 70% девушек и 30% юношей. Основную долю респондентов составили участники нынешнего VIII сезона Олимпиады "Я – профессионал" - 75%, 32% - участвовали в прошлых сезонах проекта, 17% - являются дипломантами прошлых лет. Медианный возраст респондентов – 21 год, средний возраст – 22 года. Больше всего респондентов учится на 2 (13%), 3 (20%) и 4 (19%) курсах бакалавриата.
Анализ полученных результатов показал, что 85% студентов активно применяют искусственный интеллект (ИИ) в своей учебной практике. Это подчеркивает растущую значимость технологий в образовательном процессе.
Наиболее распространенные способы использования ИИ среди студентов включают:
- Поиск информации (70%): Большинство респондентов обращаются к ИИ для быстрого и удобного доступа к необходимым данным.
- Написание рефератов и курсовых работ (43%): ИИ помогает студентам сократить время на выполнение заданий и улучшить качество своих работ.
- Генерация изображений (36%): Многие студенты используют ИИ для создания визуальных материалов, которые делают их презентации более привлекательными.
Интересно, что искусственный интеллект занимает первое место в рейтинге наиболее важных технологий по мнению молодежи. За ним следуют биоинженерия (48%), новые материалы (35%), микроэлектроника (35%) и квантовые технологии (32%).
Кроме того, многие студенты стремятся связать свою карьеру с высокими технологиями и работать в инновационных компаниях. В их представлении, ведущими высокотехнологическими компаниями являются Яндекс, Сбер, Росатом, Т-Банк и VK. При этом студенты связывают сферу высоких технологий с общественной пользой, подчеркивая:
- "Мне важно видеть результат работы, чтобы она приносила пользу, а не просто ради денег".
- "Должен быть виден результат, чтобы его не выкинули в топку, отчет не сожгут и не скажут, что это провальный проект".
По данным исследования, 94% студентов считают, что их специальность важна для перехода страны к инновационной экономике и развития высокотехнологичных отраслей.
Студенты также делятся своими взглядами на будущее ИИ в своих профессиях:
- Будущий медик: "Я думаю, искусственный интеллект будет помогать нам лечить, составлять тактику лечения и диагностировать болезни. ИИ уже обучают на медицинских снимках".
- Будущий HR-специалист: "Инструменты ИИ можно использовать при первичном отборе кандидатов. Но на последних этапах интервью сложно оценивать человека".
- Будущий финансовый аналитик: "На стажировке, связанной с кредитным анализом, ИИ может помочь определить, является ли проект убыточным".
Пользуетесь ли вы нейросетями в учебе/работе/хобби/повседневных делах? |
Доля ответивших, % |
Да, регулярно |
29,30% |
Да, иногда |
35,40% |
Да, редко |
20,30% |
Нет, хотя пробовал(а). Не понравилось/не нужно |
9,70% |
Нет и никогда не пробовал(а) |
4,80% |
Другое |
0,50% |
Для чего вы используете нейросеть? (несколько вариантов ответа) |
Доля ответивших, % |
Поиск информации |
77 |
Написание эссе и рефератов/курсовых и дипломных работ |
43 |
Генерация изображений |
36 |
Создание рабочих/учебных презентаций |
24 |
Написание программного кода |
22 |
Подготовка постов в соцсетях |
16 |
Обработка и улучшение фото |
14 |
Общение |
10 |
Формирование контент-планов/бизнес-планов |
9 |
Составление подборок, например, фильмов или музыки |
9 |
Создание музыки/стихов и другого "креативного" контента |
8 |
Для распознавания и классификации изображений |
7 |
Для распознавания речи |
7 |
94% считают, что получаемая специальность важна для перехода страны к инновационной экономике, развития и стабильного существования её технологичных и высокотехнологичных отраслей.
95% планируют после окончания вуза работать по специальности.
Какие новые технологии кажутся вам наиболее (несколько вариантов ответа) |
Доля ответивших, % |
Технологии искусственного интеллекта |
54 |
Биоинженерия |
48 |
Новые материалы |
35 |
Микроэлектроника |
32 |
Квантовые технологии |
29 |
Технологии генерации и передачи энергии |
23 |
Робототехника |
21 |
Аддитивные технологии/аддитивное производство |
11 |
Другое |
9 |
Как вы оцениваете состояние развития новых технологий в России сегодня? |
Выбравшие варианты ответа % |
Технологии генерации и передачи энергии |
50 |
Технологии искусственного интеллекта |
49 |
Робототехника |
44 |
Новые материалы |
40 |
Биоинженерия |
39 |
Квантовые технологии |
33 |
Аддитивные технологии/аддитивное производство |
28 |
Микроэлектроника |
25 |
Другое (отметьте, если выбирали вариант "другое" в предыдущем вопросе) |
25 |
Как вы думаете, являются ли перечисленные российские компании высокотехнологичными? (несколько вариантов ответа) |
Выбравшие вариант ответа "Точно является", % |
Яндекс |
86 |
Сбер |
75 |
Т-Банк |
67 |
Росатом |
61 |
VK |
60 |
Газпром |
46 |
Озон |
45 |
Российский квантовый центр |
43 |
Альфа |
39 |
ВТБ |
36 |
Газпромбанк |
34 |
Роснефть |
33 |
Авито |
31 |
Норникель |
25 |
Отметьте, пожалуйста, компании, в которых вы бы хотели работать в первую очередь? (несколько вариантов ответа) |
Доля ответивших, % |
Яндекс |
51 |
Сбер |
39 |
Росатом |
29 |
Т-Банк |
25 |
VK |
24 |
Газпром |
23 |
ВТБ |
14 |
Роснефть |
13 |
Сибур |
12 |
Озон |
11 |
Альфа |
10 |
Норникель |
9 |
Лукойл |
9 |
БИОКАД |
9 |
Справочно:
Всероссийская олимпиада студентов «Я — профессионал» объединяет самых талантливых студентов и делает профессионализм ценностью. Это масштабная площадка для проверки знаний и прикладных навыков студентов российских вузов, а также уникальная система карьерного сопровождения.
Задания олимпиады разрабатываются совместно с экспертами ведущих российских вузов, количество которых превышает 30, а также представителями более чем 700 индустриальных партнеров олимпиады. В рамках олимпиады представлено более 70 направлений и 10 тематических групп.
Дипломанты получают льготы при поступлении на следующую ступень обучения, а также возможность пройти стажировку у отраслевых лидеров России — партнеров олимпиады. Медалистов также ждут денежные премии до 300 тысяч рублей.