Быстрее, выше, технологичнее: зачем нужны технологические конкурсы в России
Экономический рост сегодня становится синонимом технологического развития. О том, как борьба за глобальные рынки заставляет компании и государства развивать культуру инноваций и осваивать новые принципы работы с технологиями, рассказал заместитель генерального директора, директор по развитию инновационной инфраструктуры РВК, Михаил Антонов.
Поиску источников научно-технологического рывка посвящены масштабные госпрограммы последних лет – "Цифровая экономика", Национальная технологическая инициатива, "майские" указы Президента. Мировой опыт показывает, что прорывные инновации могут не только рождаться в недрах корпораций или крупных НИИ, но и создаваться силами небольших команд энтузиастов. Действенным инструментом вовлечения талантливых разработчиков в научное развитие во многих странах являются технологические конкурсы.
Суть формата – организаторы ставят перед участниками пока не решенные, но потенциально достижимые задачи, взамен предлагая крупный денежный приз. В процессе команды не столько соревнуются друг с другом, сколько стремятся превзойти абсолютный технологический барьер, пока не покорившийся человечеству.
История технологических соревнований в мире насчитывает уже более трех столетий, и за это время они успели принести вполне осязаемые научные плоды. Например, морской хронометр был изобретен на «Конкурсе Долготы» Британской академии наук, который в XVIII веке выиграл англичанин Джон Гаррисон. А в начале XX века благодаря конкурсу "Приз Ортега" был совершен первый беспосадочный перелет через Атлантику. $25 тысяч получил летчик Чарльз Линдберг, который успешно добрался из Нью-Йорка в Париж на винтовом самолете "Дух Сент-Луиса".
В последние годы технологические соревнования вновь стали объектом внимания как инженеров-энтузиастов, так и крупных корпораций, инвесторов, государственных структур. В 1996 году самую авторитетную на сегодняшний день конкурсную программу XPrize запустил американский предприниматель Питер Диамандис. В итоге конкурс Диамандиса дал старт новой сфере бизнеса – частной космонавтике. Источником новейших разработок в области беспилотного транспорта в начале 2000-ых стал конкурс DARPA Grand Challenge Министерства обороны США. За несколько лет машины-конкурсанты прошли серьезный путь эволюции – от дистанции в несколько километров в условиях полигона до уверенной городской езды с соблюдением знаков и разметки.
С недавнего времени в марафон технологических состязаний включилась и Россия. В 2016 году "пробным шаром" стала серия конкурсов в сфере передовых производственных технологий, которые проводились в рамках НТИ. Призовой фонд первых соревнований по мировым меркам был невелик – от 100 до 200 тыс. руб. Но даже такой пилотный формат позволил добиться результатов. Например, задачей одного из конкурсов было минимизировать массу кронштейна для газотурбинного двигателя, при этом сохранив его прочность. Команда-победитель смогла уменьшить массу детали почти в 6 раз – с 3 кг до 531 грамма.
В этом году национальные технологические состязания запускаются уже в полноценном формате. В июле стартовал прием заявок на три первых технологических конкурса Up Great – проект поддерживается и финансируется государством. Размер призового фонда соответствует мировым бенчмаркам – 375 млн руб. При этом деньги победитель получает безусловно: это не покупка доли в проекте и не грант, который требует формальной отчетности и налагает на команду ответные обязательства.
В рамках первого конкурса "Зимний город" участникам предстоит разработать беспилотный автомобиль с "умной" начинкой. Его задача – обеспечить безопасное и эффективное передвижение в условиях снежной русской зимы. Беспилотники-конкурсанты должны будут пройти испытания на полигоне и преодолеть путь в 50 км быстрее, чем за 3 часа. В случае успеха конкурс станет важным шагом в сторону повышения автономности беспилотных транспортных средств – сейчас обеспечить приемлемое качество управления удается лишь в относительно комфортных погодных условиях.
Еще два конкурса посвящены развитию водородной энергетики. В России сильная школа разработчиков и в то же время, перспективы применения водородных топливных элементов огромны – они абсолютно экологичны, в отличие от литий-ионных аккумуляторов не требуют подзарядки, имеют высокий КПД и длительный срок службы. По прогнозу Frost & Sullivan, к 2020 году мировые автогиганты выведут на рынок свыше 20 новых моделей на водороде. Участникам российских конкурсов "Первый элемент" нужно будет разработать водородные источники энергии для летательных аппаратов и наземного транспорта. Технологический вызов – обеспечить минимальную массу топливного элемента при высоких показателях энергоемкости.
Покорятся ли российским разработчикам технологические барьеры, станет известно уже в следующем году. Однако особенность технологических конкурсов в том, что даже неудача не становится фатальной. Так, в начале 2018 года фонд XPrize официально объявил об отмене самого амбициозного из линейки своих конкурсов - Google Lunar XPrize. Ни один из участников в нужный срок так и не смог пилотировать космический модуль на спутник Земли. Несмотря на это, командам удалось привлечь на разработки более $300 млн, а один из участников состязаний - израильский стартап SpaceIL - по итогам конкурса заключил контракт с Илоном Маском.
Вписать свое имя в историю, найти инвесторов и партнеров, начать бизнес и выйти на новые рынки или просто решить нерешаемое – у каждого участника технологических конкурсов своя мотивация. Главное, как показывает практика, подобные состязания в большинстве случаев позволяют достичь своей цели и организаторам, и конкурсантам.