Независимая оценка качества образования: российские реалии и перспективы
Москва. 27 декабря. ИНТЕРФАКС – 21 декабря состоялось очередное заседание Национального аккредитационного совета, подведшего итоги года в сфере профессионально-общественной аккредитации (ПОА) образовательных программ российской системы образования.
На заседании главным событием года было обозначено избрание президентом Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества (Дакка, Бангладеш, ноябрь 2023г.) Галины Мотовой - руководителя российского центра профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентр), главного редактора журнала "Аккредитация в образовании").
Таким образом, был создан прецедент, свидетельствующий о признании авторитета и лидирующей позиции России в международном профессиональном сообществе.
Мы видим, как российское образование уверенно входит в международное образовательное пространство, а Нацаккредцентр становится ключевым игроком интеграции и взаимодействия с международными агентствами оценки и гарантии качества высшего образования.
Российским университетам открывается возможность пройти оценку качества образовательных программ и получить международное признание в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в котором проживает половина населения Земли.
В выступлении научного руководителя НацАккредЦентра профессора В.Наводнова особо отмечены следующие моменты:
- Мировая тенденция на отказ от государственной оценки высшего образования и переход к независимому оцениванию в формате ПОА, рейтингов и рэнкингов учебных заведений и др.
- Наличие института независимой оценки является важнейшим элементом по обеспечению качества образования.
- За десять лет (после выхода новой версии ФЗ "Об образовании в РФ") в стране сформировался достаточно зрелый институт независимого оценивания высшего образования. Качественно работающие процедуры оценки (такие как рейтинги Интерфакс и RAEX, олимпиады "Я – профессионал", сертификационный экзамен ФИЭБ, международная аккредитация "Нацаккредцентра" и др.) стали своего рода национальным достоянием.
- Для совершенствования и развития этого института необходима отечественная система доказательности и признания (сертификации) качественно работающих процедур оценки высшего образования. Появляются новые инструменты регулирования в этой сфере (которые формируются независимо от органов управления системой образования и науки) – Реестры, Рейтинги аккредитационных агентств, Агрегированные рейтинги.