Новая система высшего образования в РФ: предложения и обсуждение

Москва. 20 апреля. ИНТЕРФАКС – Образовательные программы высшего образования в РФ вскоре пересмотрят. Вместо бакалавриата и специалитета будет введено базовое образование, магистратура трансформируется в углубленный спецуровень.

Предложение вернуться в России к традиционной системе высшего образования прозвучало от президента РФ Владимира Путина в феврале в послании Федеральному собранию.

"Очень важный вопрос - о нашей высшей школе. Здесь назрели существенные изменения в условиях новых требований, необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования и опыта последних десятилетий. В этой связи предлагается следующее: вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения может составить от 4 до 6 лет", - сказал Путин.

По его словам, в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены разные по срокам подготовки программы в зависимости от профессии, отрасли и запросов рынка труда. Также, отметил президент, при необходимости, студент сможет продолжить обучение в магистратуре или ординатуре. В отдельный уровень образования будет выделена аспирантура.

Президент подчеркнул, что переход на новую систему должен быть плавным.

"Особо отмечу: те студенты, которые учатся сейчас, смогут продолжить образование по действующим программам. Также не подлежат пересмотру уровень подготовки и дипломы граждан, которые уже прошли обучение по ныне действующим программам бакалавриата, специалитета или магистратуры. Они не должны потерять в своих правах", - сказал Путин.

Законодательные изменения по введению в вузах программ специалитета президент РФ поручил подготовить правительству совместно с администрацией президента и "Народным фронтом" до 31 июля.

Накануне глава Минобрнауки России Валерий Фальков на заседании российского союза ректоров выступил с рядом предложений по формированию национальной системы образования. Как следует из материалов к заседанию, в базовое высшее образование предлагается выделить бакалавриат/специалитет, в специализированное - магистратуру, ординатуру, ассистентуру-стажировку. Аспирантура (адъюнктура) выделяется в отдельную ступень.

Министр предложил "уйти от противопоставления бакалавриата и специалитета, взять от них самое лучшее и выйти на качественно новый уровень - базовое (основное) высшее образование с гибкими сроками обучения и программами".

"Очевидно, что образование должно держать баланс между фундаментальными и прикладными областями знаний в условиях меняющихся задач экономики и рынка труда. При этом с учетом поручения президента России одна и та же программа в соответствии с целями и потребностью работодателей может быть реализована в разные сроки. Надо дифференцировать сроки подготовки специалистов с высшим образованием в зависимости от характера их будущей профессиональной деятельности", - отметил Фальков.

При реализации программ базового высшего образования, считает он, должны быть сохранены принципы междисциплинарности, усилены практико-ориентированные подходы подготовки кадров. При этом сроки обучения по той или иной программе должны совместно устанавливать университеты, работодатели и регуляторы. Монополии быть не должно.

Особое внимание глава Минобрнауки уделил трансформации магистратуры в специализированный углубленный уровень высшего образования.

"Последние 20–25 лет магистратура по большей части является продолжением высшего образования первого уровня. Таким образом, она пока не выполняет функции настоящего углубленного уровня высшего образования. В новой системе высшего образования необходимы серьезные трансформации магистратуры, ее усовершенствование (как структурное, так и содержательное)", - подчеркнул Фальков.

По его словам, введение специализированного высшего образования включает ряд изменений. Так, поступление будет возможно только после окончания базового высшего образования на конкурсной основе с возможностью учиться бесплатно. Также, считает министр, необходимо усовершенствовать процедуру приема, введя программы специализированного образования, на которые невозможно поступить без профильного (смежного) базового высшего образования.

Кроме того, по мнению Фалькова, специализированное образование должно стать более престижным уровнем в структуре высшего образования, поэтому нужно разумно соотносить количество платных и бюджетных мест.

Помимо этого, будет предусмотрено введение типов академического и профессионального специализированного образования, последний может софинансироваться в том числе за счет отдельных компаний и отраслей.

Глава Минобрнауки России обратил внимание, что все озвученные им предложения должны стать приглашением к диалогу всех заинтересованных лиц.

"Перечень образовательных программ базового, специализированного высшего образования, они будут переработаны нами вместе с вами в самое ближайшее время и с рынком труда", - пообещал Фальков.

Он считает, что в новой системе в дипломе необходимо указывать количество лет, которое учился студент по тому или иному направлению. Фальков пояснил, что, поскольку "у нас появляется при базовом высшем образовании такая гибкость по срокам, то логично было бы указывать сколько же учился выпускник той или иной программы".

Министр отметил, что те, кто проучился не менее пяти лет на ступени базового высшего образования, смогут поступить в аспирантуру. Те, кто закончил программы специализированного высшего образования, также смогут поступать в аспирантуру.

Помощник президента РФ Андрей Фурсенко со своей стороны обратил внимание на то, что при создании национальной системы высшего образования необходимо учитывать мнение работодателей и студентов, а также быть в диалоге с профессорско-преподавательским составом. Кроме того, он считает важным сохранить в новой системе высшего образования баланс фундаментальных знаний и практической работы.

"Необходимо, чтобы, получая базовое высшее образование, студента ждали на предприятии, где он бы мог закрепить, завершить свое образование практическими навыками", - отметил Фурсенко.

Ранее в интервью телеканалу "Россия-24", комментируя предложение президента РФ, он высказал мнение, что новая система высшего образования позволит готовить специалистов, более ориентированных на практическое применение своих навыков. При ее внедрении, считает помощник президента, важно также сохранить гибкость учебного процесса, возможность смены траектории обучения с учетом высокого запроса на междисциплинарность.

"Сегодня требование к квалификации людей все время растет, потому что слишком быстро все меняется, человеку трудно приспособиться, и зачастую человек, который начал учиться по какому-то направлению, в конце учебы оказывается, что это направление давно исчезло", - указал Фурсенко.

Также он заверил, что после введения новой системы высшего образования выпускники российских вузов сохранят возможность учиться и работать за рубежом со своими дипломами, так как признанные ООН уровни образования в ней остаются.

"У нас, как я уже сказал, сохраняется многоуровневость. Это классификация ООН, и она никуда не делась. Поэтому люди, которые хотят работать на западе, хотят занимать какие-то места, должности (...) где-то требуется диплом бакалавра, где-то диплом магистра, где-то, что называется, PhD. И у нас есть определенные соответствия, есть международные договоры, которые устанавливают эти соответствия со многими странами. Поэтому я думаю, что это и будет продолжаться", - говорил Фурсенко, напомнив, что перечнем уровней образования ООН руководствуются в том числе организации в странах ЕврАзЭС.

Еще в 2022 году в российском высшем образовании была начата серия трансформационных процессов, задачей которых стало повышение качества образования через актуализацию лучших традиционных практик в этой сфере. В частности Россия вышла из Болонского процесса и наметила курс на возвращение пятилетнего специалитета по ряду предметных областей.

При этом, как показали результаты рейтингования вузов международными агентствами, российское высшее образование высоко ценится в мире, оставаясь важным компонентом международного взаимодействия и сотрудничества. Так, в 2023 году в мировом рейтинге QS (World University Ranking by Subject, является одним из трех наиболее авторитетных международных университетских рейтингов, в нем участвует более тыс. 300 университетов из более чем 140 стран) Россию представляют 55 университетов, что является рекордом за все предыдущие годы.

Рейтинг составляет британская компания QS (Quacquarelli Symonds). В пресс-службе компании напомнили, что прошлом году Россию представлял 51 университет, в 2021 году – 48, в 2020 году- 28. По информации QS, российские университеты вошли 69 раз в топ-100 рейтингов QS by Subject 2023. Среди лидеров - МГУ (21 рейтинг), ВШЭ (11 рейтингов), РУДН (7 рейтингов).

В топ-50 рейтингов российские университеты вошли 22 раза: 7 - МГУ по направлениям: образование, математика, лингвистика, современные языки, философия, физика и астрономия; 3 - РУДН - химия, современные языки, нефтегазовое дело; 2 - УрФУ - гостиничный бизнес, социальная работа и администрирование; 10 университетов - ГИТИС, КФУ, МГИМО, МИСИС, Московская консерватория им.Чайковского, МФТИ, Санкт-Петербургская консерватория Римского-Корсакова, Санкт-Петербургский горный университет, СПбГУ, ТПУ - по одному вхождению в топ-50 рейтингов.

QS by Subject 2023 охватывает 54 предметных направления и 5 широких областей (гуманитарные науки; инженерия и технологии; науки о жизни и медицина; естественные науки; социальные науки и менеджмент). Для ранжирования университетов используются показатели, которые отражают научно-исследовательскую деятельность учреждения и его оценку академическим сообществом и работодателями. В рамках каждого направления составляется свой топ-100 и топ-50 рейтингов, пояснили в QS.

 

Обозреватель Анастасия Николаева