Соответствующий приказ размещен на официальном сайте Рособрнадзора в четверг. Согласно документу, государственной аккредитации лишены целый ряд программ бакалавриата и магистратуры, в том числе психология, экономика, социология, политические науки.
Согласно заключению экспертов, также размещенном на сайте ведомства, проверяющие пришли к выводу, что образовательные программы не отвечают требованиям федеральных стандартов образования (ФГОСов).
МВШСЭН - автономная некоммерческая организация высшего образования.
По данным "СПАРК-Интерфакс", в числе учредителей вуза - Фонд Михаила Прохорова, Институт Гайдара, Фонд "Новое экономическое образование".
Школа была основана в 1990-х годах, предлагает, в частности, программы совместного обучения с университетом Манчестера (Великобритания), по некоторым направлениям подготовки выпускники имеют возможность получить два диплома, российский и британский.
]]>На портале для размещения нормативных правовых актов размещен соответствующий проект постановления правительства РФ, который утверждает положение о Рособрнадзоре. Новое положение понадобилось разработать потому, что в мае президент РФ своим указом изменил структуру правительства, в соответствии с которым Рособрнадзор вышел из подчинения расформированного министерства образования и науки и был прямо подчинен кабинету министров.
В проекте положения у Рособрнадзора появились функции, которых ранее не было ни у него, ни у Минобрнауки. Так, согласно пункту 5.20 документа, Рособорнадзор уполномочен на "организацию формирования и ведения федеральной системы мониторинга результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы".
Ниже по тексту отмечается, что ведомство будет вести базу данных мониторинга, анализировать полученную информацию, делать выводы о результатах работы НИИ за прошедший год "вне зависимости от ведомственной принадлежности" и устанавливать для научных организаций минимальные показатели результативности.
Предполагается, что потом сводный аналитический отчет по итогам мониторинга будет рассматривать "межведомственная комиссия по оценке результативности деятельности научных организаций", следует из документа.
Общественное обсуждение проекта завершается 4 июля, антикоррупционная экспертиза - 26 июня. В качестве разработчика документа указан Рособрнадзор.
Рособрнадзор - ведомство, контролирующее соблюдение законодательства об образовании в России. В частности, он заведует аккредитацией вузов и проводит единые государственные экзамены.
Судьба институтов Российской академии наук (академические институты) - наиболее острый вопрос резонансной реформы РАН 2013 года. До реформы они непосредственно подчинялись РАН, однако затем были переданы в ведение Федерального агентства научных организаций (ФАНО), что вызвало резкую критику со стороны академического сообщества. В мае этого года ФАНО было расформировано, а вся сеть академических институтов была передана министерству науки и высшего образования.
РАН пытается сохранить контроль за решениями в отношении своих бывших институтов, академики и профсоюз ученых РАН обеспокоены тем, что академия может лишиться права вето на ликвидацию и реорганизацию НИИ в новой конфигурации правительства. Во вторник профсоюз работников РАН, объединяющий порядка 80 тыс. ученых и сотрудников НИИ, объявил о готовности организовать акции протеста.
Фото на главной: пресс-служба правительства РФ
]]>Анализ результатов мониторинга оплаты труда педагогов, которые проводят эти экзамены, показывает, что в ряде регионов страны труд педагогов не всегда оплачивается, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
"Несмотря на то, что в большинстве субъектов РФ оплата труда педагогических работников производится в отношении лиц, привлекаемых к проведению ГИА-9 (ОГЭ) и ГИА-11 (ЕГЭ) в целом, в отдельных регионах не осуществляется оплата педагогам за отработанное сверхурочное время при организации и проведении ГИА-9 либо такая оплата осуществляется только педагогам, задействованным при проведении Единого государственного экзамена (ЕГЭ), а в некоторых регионах продолжают отмечаться случаи неоплаты труда педагогических работников и в части организации и проведения ЕГЭ",- говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Принятым законом устанавливается, что педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период ее проведения, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
Предлагается также выплачивать компенсацию за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации, размер и порядок выплаты которой устанавливаются субъектом РФ за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ, выделяемых на ее проведение, говорится в сопроводительных документах.
Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2019 года.
]]>"О том, чего им не хватало на экзаменах и что мешало, участники ЕГЭ могут написать по электронному адресу vypusknik2018@obrnadzor.gov.ru", - говорится в сообщении пресс-службы ведомства, поступившем в "Интерфакс" в четверг.
Отмечается, что все предложения "тщательно проанализируют" специалисты Рособрнадзора и потом вынесут на обсуждение профессионального и экспертного сообщества.
Накануне 20 июня завершилась основная волна единого государственного экзамена, в Рособрнадзоре отметили, что в целом ЕГЭ-2018 прошел в штатном режиме, без серьезных технологических сбоев и без утечек экзаменационных заданий в интернет. Одновременно с окончанием экзаменационного периода стартовал прием в вузы России.
]]>За то, чтобы из всех школьных предметов отдать приоритет истории, высказались 49% респондентов, а преподаванию русского языка - 43%.
Более трети опрошенных (37%) полагают, что самым важным школьным предметом должна стать математика, а 27% опрошенных отдают приоритет обучению иностранным языкам.
Что касается изучения родного языка и литературы в том или ином российском регионе, то за приоритетность данных предметов высказались 26% опрошенных.
Тем временем, четверть респондентов (25%) отдали предпочтение информатике, а каждый пятый опрошенный считает, что современным школьникам были бы полезнее уроки труда.
За то, чтобы повысить внимание преподаванию физкультуры в средней школе, высказался каждый десятый опрошенный.
Кроме того, по результатам опроса выяснилось, что каждый пятый россиянин хочет, чтобы его дети либо внуки в будущем стали врачами, а 15% респондентов предлагает выбрать военную службу. Стать предпринимателями своим детям желает 15% опрошенных, и столько же выбирает для своих детей профессию программиста.
Каждый десятый респондент считает, что его детям полезнее было бы выбрать профессию инженера.
Показательно, что лишь 3% опрошенных хотят, чтобы их дети преподавали в школе.
Опрос был проведен 24-30 мая по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 респондентов в возрасте от 18 лет в 136 населенных пунктах, 52 субъектах РФ.
]]>"В этом году юные разработчики впервые выступят в соревнованиях по манипуляционным и мобильным интеллектуальным робототехническим системам, а также представят собственные проекты ИРС", - говорится в сообщении.
Отмечается, что среди участников школьники 9-11 классов и студенты. В программе соревнований несколько категорий: футбол роботов, сервисные и промышленные, автотранспортные, водные и летательные интеллектуальные робототехнические системы и другие.
Так, в категории "Мобильные ИРС" старшеклассникам предстоит разработать многоагентную систему из двух автономных роботов-сапёров и запрограммировать её на ориентацию на местности, нахождение и обезвреживание заложенной бомбы. Студентам же предстоит решить классическую робототехническую задачу SLAM, где мобильный робот должен сориентироваться в неизвестной местности, построить её карту, чтобы посетить ключевые точки и вернуться обратно.
Отмечается, что впервые на российской олимпиаде пройдут мастер-классы, на которых любой гость соревнований сможет сконструировать робота и отправить его выполнять задания в воздухе или под водой. Также пройдут лекции представителей партнеров олимпиады и сотрудников лабораторий и Центра развития робототехники Университета Иннополис.
"В этом году на олимпиаде выступят самые сильные участники — победители региональных этапов. Большой интерес есть к футболу, так как олимпиада проходит параллельно с Чемпионатом мира. В этом году увеличилось число участников автотранспортной и летательной категорий, что говорит о повышении интереса у молодежи к решению современных актуальных проблем робототехники", - приводятся в сообщении слова руководителя отдела проектных олимпиад Университета Иннополис Алексея Хабибуллина.
Фото на главной: пресс-служба Университета Иннополис
]]>"Проект профстандарта содержит подробное описание умений и знаний, необходимых для выполнения следующих трудовых функций: устный последовательный перевод, синхронный перевод, письменный перевод с использованием специализированных инструментальных средств, художественный перевод и другие", - говорится в сообщении.
Отмечается, что документ создавался совместно с научным обществом, практикующими переводчиками и работодателями. Среди разработчиков также Союз переводчиков России, Национальная лига переводчиков, Московский государственный лингвистический университет, Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата и другие.
"Самая актуальная проблема для переводчика — это неосведомлённость работодателей о способах и видах перевода. Ситуация в России на сегодняшний день такова, что работодатели воспринимают каждого человека, владеющего иностранным языком на высоком уровне, потенциальным переводчиком, а каждого переводчика — способным осуществлять как письменный, так и устный перевод при абсолютном несовпадении навыков и умений двух полярных трудовых действий", - приводятся в сообщении слова руководителя группы разработчиков от ИФиЯК Елены Чистовой.
По мнению разработчиков, внедрение профстандарта поможет восполнить все лакуны во взаимодействии практикующих переводчиков и работодателей.
]]>"При разработке программы, предсказывающей форму болезни Паркинсона, специалисты кафедры "Биофизика" Института физики, нанотехнологий и телекоммуникаций СПбПУ совместно с сотрудниками Института экспериментальной медицины, применили математический метод дискриминантного анализа", - говорится в сообщении.
По словам разработчиков, такой анализ позволяет разделить общий массив данных на необходимое число групп, отнести пациента к той или иной группе и указать, какие препараты могут помочь.
Как рассказала доцент кафедры "Биофизика" Марина Карпенко, программа способна предсказать проявятся ли у пациента определенные нарушения в будущем. Так, ученые установили, что у пациентов с болезнью Паркинсона, у которых сильно снижено количество меди в крови, скорее всего, в будущем проявится такой симптом, как постуральное нарушение – нарушение позы, тело человека сильно наклонено вбок ("синдромом пизанской башни").
"Если врач заранее знает о возможной угрозе, он может заблаговременно начинать подготовку к лечению", ‒ приводятся в сообщении слова М.Карпенко.
По мнению ученых СПбПУ, подобный подход к ведению истории болезни предоставляет необходимые клинические данные для большого числа пациентов, что помогает врачам усовершенствовать процесс диагностики и подбора индивидуального курса лечения для каждого больного.
Как заверяют разработчики, в ближайшем будущем подобные программы можно будет установить на любом устройстве ‒ компьютере или смартфоне.
]]>"Экзамены прошли штатно, без серьезных сбоев, утечек контрольных измерительных материалов не зафиксировано", - заявил А.Музаев, которого цитируют в пресс-службе ведомства в среду.
Основная волна ЕГЭ-2018 завершается в среду экзаменами по физике и литературе. Физику писали свыше 170 тыс. человек, а литературу - почти 55 тыс. человек. Ход экзаменов контролировали общественные наблюдатели и сотрудники Рособрнадзора. Во всех экзаменационных пунктах велось видеонаблюдение, использовалась технология печати экзаменационных материалов в аудиториях.
Свои результаты участники экзаменов узнают не позднее 5 июля.
Расписанием ЕГЭ предусмотрены резервные дни для сдачи экзаменов теми, кто не смог присутствовать на испытаниях в основные дни. Резервные сдачи будут проходить до 2 июля.
Между тем, 20 июня в России стартовала приемная кампания в вузы. Абитуриенты, получившие свои результаты ЕГЭ, могут подавать заявления в приемные комиссии университетов.
]]>40 абитуриентов с лучшими показателями ЕГЭ по математике, физике и русскому языку смогут получить высшее инженерное образование за государственный счет по пяти направлениям. Это горное дело (10 бюджетных мест), металлургия (10), электроэнергетика и электротехника (10), автоматизация технологических процессов и производств (6), технологические машины и оборудование (4 места).
Вдвое больше чем бюджетников будет принято абитуриентов-"целевиков", за обучение которых платят предприятия УГМК, где молодые специалисты будут проходить практику и работать после университета.
По словам директора Технического университета УГМК Вячеслава Лапина, целевое обучение позволяет горно-металлургическому холдингу формировать "подушку" кадровой безопасности и более эффективно планировать развитие производств в регионах - с учетом потребностей в квалифицированных сотрудниках. Но это же создает повышенные требования к качеству обучения, так как у работодателя нет времени на адаптацию нового сотрудника к условиям производства.
"Поэтому программа обучения в Техническом университете предполагает полное погружение студента в производственную среду. К примеру, количество практических занятий на ГОКах и заводах в инженерном вузе УГМК значительно больше, чем в любом другом техническом университете региона", - отмечает пресс-служба.
Технический университет УГМК начинает прием документов не только для поступления в бакалавриат и специалитет, но также в магистратуру. Заочная форма обучения магистрантов предполагает работу над дипломными проектами без отрыва от производства. Все научные задачи, которые будут решать в магистратуре, связаны с реальными производственными потребностями. Таким образом, предприятие, направившее магистранта на обучение, получит не только хорошо подготовленного специалиста, но и проработанные инвестиционно-технические решения, прошедшие экспертизу ведущих специалистов отрасли.
]]>"Результаты ЕГЭ по русскому языку в 2018 году в целом сопоставимы с прошлогодними, средний тестовый балл повысился менее чем на два балла", - говорится в сообщении, поступившем в "Интерфакс" в среду.
При этом результаты в диапазонах 41-60, 61-80, 81-100 баллов также остались на уровне прошлого года.
Число "двоечников" - доля участников экзамена, которым не удалось преодолеть минимальный порог для получения аттестата в 24 балла - составило 0,4%, что на 0,2% меньше, чем в 2017 году. При этом максимальный результат в 100 баллов получили 3722 выпускника, что также сопоставимо с итогами прошлогоднего ЕГЭ, добавили в пресс-службе.
В ведомстве уточнили, что в среду результаты ЕГЭ по русскому языку будут направлены в регионы, которые начнут их выдавать участникам экзамена. Уточняется, что, как и в прошлом году, выпускники смогут получить аттестаты до проведения выпускных вечеров.
ЕГЭ по русскому языку обязательный экзамен для всех выпускников российских школ. Его удовлетворительный результат необходим для получения школьного аттестата и для поступления в любой российский вуз.
]]>"Для большинства абитуриентов, которые поступают только по результатам ЕГЭ, прием документов завершается 26 июля. Вузы, которые проводят для абитуриентов дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, завершают прием документов не ранее 7 июля", - говорится в сообщении, поступившем в "Интерфакс" в среду.
Прием заявлений уже начался во всех российских вузах, 20 июня было крайним сроком для старта приемной кампании, уточняется там.
В ведомстве напомнили, что заявления о приеме абитуриенты могут подать одновременно не более чем в пять вузов и участвовать в конкурсе не более чем по пяти специальностям или направлениям подготовки. При этом если абитуриент претендует на различные условия поступления в пределах одного вуза, то приемная комиссия может попросить написать несколько заявлений о поступлении. В заявлении поступающий указывает свои предпочтения.
Кроме того, помимо результатов ЕГЭ абитуриент может предоставить в вуз свое итоговое сочинение и портфолио индивидуальных достижений. К достижениям, которые могут принести дополнительные баллы, относятся золотой значок "Готов к труду и обороне", волонтерская деятельность, наличие аттестата или диплома о среднем образовании с отличием, результаты участия в олимпиадах и ряд других.
Рособрнадзор также призвал абитуриентов внимательно проверять документы вуза.
В частности, вузы обязательно должны иметь лицензию на ведение образовательной деятельности, чтобы иметь право учить. Кроме того, абитуриентам следует проверить наличие у специальности, на которую они поступают, государственной аккредитации - если ее нет, то вуз не сможет выдать диплом государственного образца и гарантировать отсрочку от службы в армии.
Фото на главной: пресс-служба Рособрнадзора
]]>Школа объединит студентов и ведущих экспертов философии из России, Австрии, США и других стран, сообщает в среду управление стратегических коммуникаций вуза.
Так, в Тюмень приедут сотрудник факультета эстетики и политики Калифорнийского института искусств Эндрю Кальп, доцент департамента философии Венского университета Дилан Тригг, профессор философии Американского университета Бейрута Рэй Брассье, старший исследователь в Институте философии РАН Андрей Родин, доцент кафедры теоретической социологии и эпистемологии Института общественных наук РАНХиГС Денис Сивков.
"Основная цель школы – построение диалога между мыслителями, находящимися в критической позиции по отношению друг к другу. Участвовать в школе могут все желающие независимо от академического статуса, возраста и иных формальных критериев", - отмечается в сообщении.
Единственным обязательным условием является свободное владение английским языком.
]]>"Одна из главных задач, которую ставят перед собой организаторы - интернациональное и патриотическое воспитание молодёжи вне зависимости от национальности, религии, пола и социальных условий", - говорится в сообщении.
Отмечается, что международная гонка стартует в Йосу 27 августа и завершится 1 сентября во Владивостоке. Среди участников также российский фрегат "Надежда" (учебное судно Морского государственного университета им. Г.И.Невельского), парусники Южной Кореи, Японии, Индонезии. Приглашены также военные учебные парусники из Китая и Вьетнама.
По окончанию гонки во Владивостоке с 1 по 14 сентября пройдет ряд мероприятий: детско-юношеская регата, дневная гонка парусников в Амурском заливе, парад Парусов и другие.
Гонка пройдет под патронатом президента РФ в рамках пятилетней программы проведения международных регат учебных парусников 2018-2022 годов на Дальнем Востоке, Черном море и Балтике. Программа разработана Ассоциацией учебных парусников России, ПАО "Совкомфлот" и Sail Training International, утверждена министерством транспорта РФ.
Следующая регата в Азиатско-Тихоокеанском регионе, согласно утверждённой программе, будет проведена в 2020 году и далее будет проходить раз в два-три года.
]]>"Уже в этом году обкатка технологии перейдет в конечную стадию. На выходе (результат переработки - ИФ) будет полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид", - сказал губернатор.
По его словам, опытные установки по переработке газа будут размещены в самом институте, а сам проект легко "масштабируется на большие объемы переработки газа".
С.Левченко назвал проект уникальным, "поскольку электроэнергии тратится немного (кроме этого, благодаря генерации "Иркутскэнерго" в регионе самые низкие в стране энерготарифы - ИФ), а продукция получается глубокой переработки".
Если проект будет признан успешным, то в Иркутской области, по словам губернатора, вырастут шансы не только на газификацию региона, но и на создание первых газохимических производств.
]]>ЕГЭ по физике напишут 171,5 тыс. человек, в том числе 168,5 тыс. выпускников школ этого года. Этот предмет выбрал каждый четвертый (25%) участник основного периода ЕГЭ этого года, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Рособрнадзора.
ЕГЭ по литературе пишут 55 тыс. человек, это один из наименее часто выбираемых ЕГЭ по выбору.
Экзамен по физике состоит из 32 заданий в двух частях, на их выполнение отводится 3 часа 55 минут. Участники могут принести с собой, кроме паспорта и ручки непрограммируемый калькулятор и линейку. Минимальный балл - 36.
Экзамен по литературе состоит из 17 заданий: 12 с кратким ответом, 5 - с развернутым. Частей с выбором ответа - так называемой "угадайки", которая ранее часто подвергалась критике - в этом ЕГЭ нет уже не первый год. На выполнение работы отводится почти четыре часа, минимальный балл - 32.
Свои результаты участники узнают не позднее 5 июля.
Основной период ЕГЭ в этом году проходит с 28 мая по 2 июля. Экзаменами по физике и литературе завершается массовая часть основной волны, затем до 2 июля предусмотрены резервные дни, когда написать работу могут те, кто не участвовал в экзамене в основной день по уважительной причине.
Всего на экзамены основной волны зарегистрировалось 731 тыс. человек, из них 645 тыс. - выпускники этого года. Это на 28 тыс. больше, чем в прошлом году (703 тыс., 617 тыс. соответственно).
]]>Торжественное открытие памятника пройдет в среду, в церемонии примут участие министры культуры Кореи и России, а также представители администрации города.
В вузе отмечают, что это будет первый памятник писательнице в мире.
Пак Кённи оставила после себя богатое творческое наследие: более 20 романов и повестей, а также несколько стихотворных сборников. Широкую известность писательнице принес роман-эпопея "Земля", над которым она работала с 1969 по 1994 год. В 20-томном романе - самом масштабном произведении корейской литературы XX столетия - нашло отражение все, чем жила страна на протяжении полувека, говорится в сообщении.
]]>"На встрече представители федеральных университетов страны обсудят новые ориентиры и лучшие практики развития федеральных вузов. Участники мероприятия рассмотрят новые задачи позиционирования университетов, усиления их конкурентных преимуществ", - говорится в сообщении.
Отмечается, что помимо пленарного заседания пройдут дискуссионные площадки, выездные заседания, также состоится презентация кластеров СВФУ.
]]>"Во время предстоящего двухмесячного учебного похода практиканты посетят Кильскую неделю (в Германии - ИФ), примут участие в международной регате по Балтике и Северному морю, а также посетят морской фестиваль "Ганзейские паруса" в Ростоке (в Германии - ИФ)", - говорится в сообщении.
Отмечается, что на борту барка курсанты Балтийской академии, Калининградского и Ейского морских рыбопромышленных колледжа и техникума. В летнем рейсе также участвуют две группы юнг - из Нижнего Новгорода и Москвы.
Первой стоянкой в рейсе станет немецкий Киль, куда "Седов" зайдет 21 июня.
]]>"Стороны обсудили расширение партнерских связей в области науки и образования и роль гуманитарного сотрудничества в развитии международных отношений", - говорится в сообщении.
По словам главы делегации международного отдела Центрального комитета Трудовой партии КНДР Ан Хен Мина, руководство Северной Кореи объявило образование и науку приоритетными областями для государства.
"Подготовка кадров и развитие связей с российскими вузами приобретают особое значение при реализации нового стратегического курса страны на комплексное развитие народного хозяйства", - приводятся в сообщении слова А.Мина.
В свою очередь ректор ДВФУ Н.Анисимов выразил готовность развивать сотрудничество с северокорейскими университетами.
"Мы готовы активно сотрудничать с северокорейскими университетами в области науки и образования, недавно достигли договоренностей с ректором Политехнического университета имени Ким Чхэка. Также будем рады принимать больше студентов из КНДР — они хорошо учатся и нередко оканчивают наш вуз с красными дипломами", - цитирует пресс-служба слова ректора ДВФУ.
]]>"Ежели ситуация будет развиваться, я думаю, нам придется прибегать и к массовым акциям протеста - хотя, в общем, нам бы этого не хотелось бы", - сказал председатель профсоюза работников РАН Виктор Калинушкин на пресс-конференции во вторник.
По его словам, профсоюз объединяет более 80 тыс. сотрудников академических институтов в столице и в регионах, и ученые боятся, что если министерство науки и высшего образования получит право реорганизовывать академические институты без оглядки на мнение РАН, то ведомство может начать кампанию по слиянию десятков институтов в стране.
"Конечно, у нас возникают большие опасения, что в условиях того, что указ президента (о повышении зарплат ученым - ИФ) продолжает действовать, а дефицит средств в институтах на выполнение указа имеется, к четвертому кварталу ситуация может обостриться - указы-то надо продолжать выполнять. Милое решение, чтобы простенько решить это проблему - взять полсотни институтов ликвидировать", - сказал В.Калинушкин.
Он подчеркнул, что организовывать массовые акции и "дергать людей", особенно во время Чемпионата мира по футболу, руководству профсоюза "не хочется", однако там не видят другого решения проблемы.
15 июня стало известно, что правительство РФ предложило скорректировать поправки к закону о РАН, которые в феврале текущего года внес в Госдуму президент РФ и которые уже было приняты весной в первом чтении. Кабинет министров предложил изменить одно из важных для ученых положений законопроекта, и определить, что РАН не "согласовывает" существенные изменения в сети академических институтов (например, их закрытие или слияние), а только "рассматривает". По мнению руководства РАН, это фактически отменяет принцип "двух ключей" в руководстве академической наукой и превращает академию в "клуб ученых".
Как сообщалось, поправки правительства профильный комитет Госдумы 15 июня в целом одобрил, но рекомендовал Думе принять их с формулировкой "согласовывает", а не "рассматривает".
Институты РАН до реформы 2013 года подчинялись Академии наук напрямую, однако впоследствии были переданы в оперативное управление специально созданной правительственной структуре - Федеральному агентству научных организаций (ФАНО). Тем не менее, у РАН сохранялось право вето на решения ФАНО - без резолюции РАН ФАНО не могло реорганизовывать или закрывать институты ("принцип двух ключей"). В мае ФАНО было упразднено, а его функции отошли к министерству науки и высшего образования. Ученые не раз высказывали опасения, что после этого шага РАН окончательно потеряет контроль над институтами. Между тем, вице-премьер Татьяна Голикова в начале июня на заседании президиума РАН обещала, что принцип "двух ключей" будет сохранен.
"Интерфакс" не располагает комментариями министерства науки и высшего образования по поводу поправок правительства в законопроект о РАН.
Профсоюз работников РАН - крупнейшее профессиональное объединение ученых институтов РАН. В 2013 году активно протестовало против резонансной реформы РАН.
]]>Задача телескопа "Евклид", который планируется вывести на орбиту в 2021 году, - исследовать особенности расширения Вселенной и зафиксировать излучение так называемой "темной материи".
Новосибирские и германские специалисты разработали компьютерную голограмму объектива "Евклида", состоящую из четырех линз.
"С ее помощью в Институте внеземной физики Общества Макса Планка (Германия - ИФ) удалось собрать нужную аппаратуру и установить все линзы на свои позиции с точностью до микрона", - отмечается в сообщении.
Предполагается, что новый телескоп будет достаточно чувствительным, чтобы "увидеть" "темную материю", которая почти не изучает электромагнитные волны.
Космический телескоп "Евклид" разрабатывается Европейским космическим агентством в рамках консорциума, в который входят несколько десятков университетов и компаний.
Миссия космической программы - исследование расширения Вселенной за последние 10 млрд лет. Предполагается, что телескоп поможет понять, почему расширение Вселенной ускоряется, а также какова природа источника, ответственного за это ускорение.
Согласно современным космологическим теориям, во Вселенной обычная материя (так называемая "барионная", из которой состоят наблюдаемые объекты) составляет 5%, 25% - "темная материя", регистрируемая за счет гравитации, 70% - "темная энергия".
]]>"Профсоюз работников РАН, объединяющий более 80 тысяч сотрудников академических институтов, выступает против лишения Академии наук возможности накладывать вето на решения чиновников по жизненно важным для наших организаций и их коллективов вопросам", - говорится в заявлении профсоюза.
В пятницу стало известно, что правительство РФ предложило скорректировать поправки к закону о РАН, которые были приняты весной в первом чтении. Кабинет министров предложил изменить одно из важных для ученых положений законопроекта и определить, что РАН не "согласовывает" существенные изменения в сети академических институтов (например, их закрытие или слияние), а только "рассматривает". По мнению руководства РАН, это предложение фактически отменяет принцип "двух ключей" в руководстве академической наукой и превращает академию в "клуб ученых".
Профсоюзы, таким образом, поддержали позицию РАН в этом вопросе. "Профсоюз работников РАН уверен, что за Академией наук должно быть закреплено право защитить находящиеся под ее руководством исследовательские организации от произвола чиновников", - отмечается в заявлении.
Институты РАН до реформы 2013 года подчинялись Академии наук напрямую, однако впоследствии были переданы в оперативное управление специально созданной правительственной структуре - Федеральному агентству научных организаций (ФАНО). Тем не менее, у РАН сохранялось право вето на решения ФАНО - без резолюции РАН ФАНО не могло реорганизовывать или закрывать институты (в этом состоит "принцип двух ключей"). В мае ФАНО было упразднено, а его функции отошли к министерству науки и высшего образования. Ученые не раз высказывали опасения, что после этого шага РАН окончательно потеряет контроль над институтами. Между тем, вице-премьер Татьяна Голикова в начале июня на заседании президиума РАН обещала, что принцип "двух ключей" будет сохранен.
"Интерфакс" не располагает комментариями министерства науки и высшего образования по поводу поправок правительства в законопроект о РАН.
]]>Идея проекта заключается в автоматическом считывании необходимой информации о состоянии растения и сохранении ее в базе данных.
"Внедрение системы технического зрения при микроклональном размножении растений в условиях "in vitro" избавит от ручных измерений показателей роста и развития растений, а также повысит точность анализа вегетационных процессов в пробирке", - уточняется в сообщении.
Подведение итогов конкурса "Старт-SUV 2018", проводившегося Фондом содействия инновациям совместно с фондом "Сколково", состоялось в рамках конференции "Startup Village 2018". Форум объединил около восьми тысяч молодых учёных, инноваторов, технологических предпринимателей из 15 стран мира.
]]>От нелегальной деятельности к университетской дисциплине
Сегодня трудно представить более противоречивую категорию в нашем образовательном пространстве, чем предпринимательство. С закатом НЭПа в конце 20-х годов прошлого века и до самой Перестройки частная торговля и предпринимательство были под запретом. Любые попытки заняться бизнесом попадали под статью 153 УК РСФСР "Частнопредпринимательская деятельность и коммерческое посредничество" и карались лишением свободы на срок до 5 лет с конфискацией имущества. В уголовных кодексах других республик СССР также были аналогичные статьи.
Но на рубеже 80-х – 90-х сначала по факту, а потом и формально предпринимательство было легализовано. В 1991 году в России, тогда еще РСФСР, был издан закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, который по сути узаконил предпринимательство. В этом законе была попытка объяснить понятие предпринимательство, но потом закон был отменен.
У нас есть статья 2 Гражданского кодекса РФ, где дается определение предпринимательства. Однако там упущены важные вещи. Например, чем предметно занимаются предприниматели, как субъекты профессиональной деятельности? Что они делают, в чем их роль? Ведь они не просто участвуют в продаже товаров и оказании услуг, но и обеспечивают саму возможность создания и производства новых товаров.
Предприниматели выполняют разнообразные общественные обязательства, которые в различных научных теориях называются общественными контрактами. Например, они платят налоги: на добавленную стоимость, на прибыль, подоходные налоги, дорожные налоги. Кроме этого, предприниматели создают рабочие места и платят зарплату сотрудникам. Все это не объяснено в соответствующей статье ГК из-за чего возникают порой совершенно неадекватные мнения и заявления в духе: "Почему государство должно поддерживать явление, которое состоит в систематическом получении прибыли?".
Такова парадоксальная реальность, и одна из её граней — это отсутствие внятной, упорядоченной системы обучения предпринимательству. Есть школы бизнеса, различные курсы для стартаперов, но есть потребность в существовании системы.
В экономически развитых странах обучение предпринимательству уже давно превратилось в повседневное явление. Этому обучают в университетах, на программах бакалавриата, магистратуры, в колледжах и школах. Но этому предшествовал длительный процесс экспериментов и изменений в подходах к бизнес образованию. Первые шаги Уортонской школы бизнеса, затем господство аналитического подхода в бизнес образовании середины XX века, и наконец современные предпринимательские мастерские, ориентированные на практику. Весь этот путь со множеством поворотов и ответвлений занял больше ста лет.
Неудивительно, что в России необходимость профессионально готовить предпринимателей в высших учебных заведениях по-прежнему воспринимается, как нечто необычное. Это, прежде всего, заметно по количеству вузов, которые готовят предпринимателей и предлагают образовательные программы по бизнесу. В России таких вузов едва ли больше дести. Тогда как в Германии существует более 30 университетов и бизнес школ, специализирующихся на бизнес образовании, в Великобритании — более 50.
К счастью, последние годы в министерстве образования и академическом сообществе стали понимать, что предпринимательство — это совершенно определенное направление профессиональной деятельности, которому необходимо обучать. Надо сказать, что и руководство государства последнее время неоднократно высказывалось в пользу прагматичного толкования обучения предпринимательству. В частности, мы помним, как летом прошлого года, президент обратил внимание на необходимость обучать школьников основам предпринимательства.
Постепенно ситуация меняется. Несколько лет довольно успешно работает Национальная Ассоциация обучения предпринимательству, которая объединяет преподавателей предпринимательских дисциплин вузов и колледжей России. Они обмениваются опытом и формируют реалистичные, своеобразные с мировым опытом представление о том, как это делать.
Осенью прошлого года российская академия образования создала научный совет по обучению предпринимательству, что свидетельствует о внимании со стороны научно-педагогической общественности к этой проблематике.
Новые требования к предпринимательскому образованию
Экономика развивается в высоко конкурентной среде, и каждый участник рынка должен постоянно заботиться о собственной конкурентоспособности. В этом смысле тема инновационного развития очень характерна для предпринимательства.
Конкурентоспособность, в отличие от понятия эффективность, всегда предполагает сопоставление. Кто лучше? Кто более устойчив на рынке, кто менее устойчив, кто сильнее, кто слабее. Все эти характеристики существовали всегда, но к ним добавился мощный фактор интенсивного технологического развития. Существенные технологические преобразования затронули все отрасли экономики. Поэтому сегодня студентам необходимо осваивать специфические инновационные компетенции, которые позволили бы им быть лучше своих потенциальных соперников.
Предпринимательство обладает своими неповторимыми характеристиками. Создавать и вести бизнес, развивать и трансформировать его — это особая область человеческой деятельности, и так это трактуется во всем мире. Это не менеджмент, не экономика, не инженерное дело. Поэтому в первую очередь целесообразно выделить предпринимательство в отдельную образовательную область, а уже в ней рассматривать технологическое предпринимательство как отдельную отрасль.
Внутри общей дисциплины — "предпринимательство", составляются блоки программ, которые касаются вопросов технологического и инновационного предпринимательства. В данном случае инновации становятся самим предметом бизнеса.
Летом прошлого года правительство России поручило Минобрнауки разработать нормативную базу, чтобы приравнять стартапы в сфере технологического предпринимательства к выпускной квалификационной работе студентов. На мой взгляд, это очень прорывной ход, который в случае реализации мог бы существенно обогатить сферу образования.
Однако, сразу был определен перечь вузов, которые имеют право это делать, соответственно все остальные вузы лишились этой возможности. За бортом этого списка остались вузы, которые уже не один год и довольно успешно реализуют программы обучения предпринимательству.
Развитие предпринимательских программ должно быть инициативой не только вузов, но и государства
Для развития технологического предпринимательства вузы не нуждаются в каких-то особых стимулах со стороны органов управления образованием. Возможно, есть потребность в решении отдельных юридических вопросов, но в целом развивать и совершенствовать обучающие программы — это естественная потребность любого нормального вуза. Конечно, для многих специализированных технических вузов предпринимательство не является профильным направлением. Поэтому здесь можно говорить о необходимости развивать программы межуниверситетского сотрудничества, чтобы объединить технологическую экспертизу и бизнес компетенции.
Мы себя стимулируем сами и с этой целью создали несколько лет назад факультет бизнеса, который по сути реализует программы бакалавриата, магистратуры и СПО по предпринимательству. Все привыкли к тому, что Университет "Синергия" — это предпринимательский университет. Мы не боимся рыночных реалий, рыночных отношений и понимаем, что нужно рынку. Поэтому наши образовательные программы корректируются и дополняются ежегодно.
В прошлом году мы открыли мультидисциплинарную "Студию предпринимательства", в которой участвуют все студенты факультета предпринимательства, как бакалавры очники и заочники, так и учащиеся колледжа. Уже два года подряд мы проводим Synergy Startup Weekend, где студенты собираются, чтобы придумать свои бизнес-идеи и создать первые прототипы. Теперь с этими идеями студенты могут прийти в "Студию предпринимательства", чтобы доработать свои проекты. В "Стартап песочнице" идеи доводятся до логического завершения, а в бизнес-инкубаторе реализуются на практике. Проекты отслеживаются опытными наставниками, студенты получают профессиональную поддержку. Пока у нас нет сложных высокотехнологических проектов, но есть ряд работ в сфере цифровых технологий, например, инструменты для интернет-торговли и мобильные приложения.
Каждый студент обязуется придумать свой стартап. Будет ли он успешным, этого никто никому не гарантирует. Если проект будет неудачным, то студент все равно узнает много нового. Он научится принимать удары, научится тому, как себя вести в условиях не вполне комфортных экономических отношений, научится преодолевать вызовы конкурентной среды. Во всяком случае в своем дипломном проекте он сможет описать этот опыт и разобраться почему у него не получилось. Это позволит ему в дальнейшем избегать многих ошибок, которые к сожалению, преследуют плохо обученных предпринимателей на протяжении всей их жизни. Ну, а если стартап преуспеет, конечно, мы были бы счастливы приравнять его к выпускной квалификационной работе, поскольку это реальный вклад не только в реализацию образовательной программы, но и вообще в развитие российской экономики.
ЮРИЙ РУБИН,
ректор Университета "Синергия",
доктор экономических наук, профессор,
член-корреспондент Российской академии образования,
лауреат премии правительства РФ в области образования
]]>Правительство РФ 5 июня внесло в Госдуму законопроект, которым предлагается заменить несколько существующих видов структурных подразделений военной подготовки в вузах на единый вид подразделений военной подготовки - военные учебные центры (ВУЦ).
Целью законопроекта является повышение эффективности управления процессом обучения студентов вузов по имеющимся направлениям военной подготовки, говорится в пояснительной записке к проекту закона.
Там же отмечается, что в настоящее время в ряде вузов военная подготовка проводится в учебных военных центрах по программам подготовки кадровых офицеров для прохождения военной службы по контракту, на военных кафедрах, на факультетах военного обучения по программам военной подготовки офицеров запаса, сержантов, старшин запаса и солдат, матросов запаса.
"Таким образом, действуют несколько видов структурных подразделений военной подготовки студентов", - информирует правительство.
"С целью более эффективного совместного использования имеющейся у этих подразделений учебно-материальной базы, учебного вооружения и военной техники законопроектом предлагается заменить несколько существующих видов структурных подразделений военной подготовки в вузах на единый вид подразделений военной подготовки - военные учебные центры", - указывается в документе.
По данным правительства, создание ВУЦ будет проводиться в рамках существующего кадрового заказа и не предусматривает увеличения общего числа граждан, привлекаемых к военной подготовке.
Ранее статс-секретарь - замминистра обороны РФ Николай Панков, сообщил журналистам, что единая унифицированная структура под названием "Военный учебный центр" будет реализовывать все три программы военного обучения, существующие сегодня: подготовка офицеров запаса, кадровых офицеров, солдат и сержантов запаса.
По его словам, новая концепция была согласована с ректорским сообществом, подготовленный затем законопроект "не получил ни одного замечания".
Н.Панков отметил также, что сегодня военную подготовку в гражданских вузах проходит более 61 тыс. студентов. По подготовке кадровых офицеров - 10,5 тысяч, офицеров запаса - 34,2 тысячи, сержанты и солдаты запаса - 16,5 тысяч. И вот эти пропорции будут сохраняться.
"Но у нас объем студентов, проходящих военную подготовку, растёт. В связи с этим, пояснил Н.Панков, и родилась идея создать в гражданских вузах ВУЦы", - повторил Н.Панков.
]]>"Руководителей научных организаций, ранее находившихся в ведении ФАНО, министр науки и высшего образования будет назначать и утверждать в установленном порядке", - заявила Т.Голикова на совещании с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым.
Она пояснила, что кандидатуры на должность руководителей научных организаций, переданных в ведение министерства, подлежат согласованию с президиумом РАН.
Вице-премьер добавила, что между министерством науки и высшего образования и РАН в течение двух месяцев должен быть разработан порядок взаимодействия по всем вопросам, которые относятся к их совместному ведению.
]]>"Нужно запустить эту работу, поскольку министерство новое. Сделать так, чтобы переходный период прошёл максимально безболезненно", - сказал Д.Медведев на совещании с вице-премьерами.
Он отметил, что подписал постановление об утверждении положения министерства науки и высшего образования.
Премьер рассказал, что Минобрнауки будет отвечать за науку и высшее образование, вырабатывать госполитику в этих сферах. К нему перейдут функции агентства по научным организациям, включая функции по управлению имуществом.
Д.Медведев также рассказал, что подписал распоряжение о назначении четырёх заместителей министра науки и высшего образования.
Кроме того, он подчеркнул, что необходимо в скором времени завершить работу над положением о министерстве просвещения.
"Нужно побыстрее завершить работу над положением о министерстве просвещения", - сказал премьер-министр.
"Это у нас два министерства, которые по сути созданы заново в результате их разделения. Нужно, чтобы и второй статутный документ появился в отношении ещё одного министерства", - добавил премьер.
Вице-премьер Татьяна Голикова в свою очередь доложила главе правительства, что эта работа завершается.
Фото на главной: пресс-служба правительства РФ
]]>"Мы заинтересованы в развитии взаимодействия по разным направлениям, одно из них - это обмен студентами и преподавателями. К 2020 году количество студентов, обучающихся по программам обмена в КНР и РФ, должно достигнуть 100 тыс. человек", - цитирует слова посла пресс-служба вуза.
Он отметил, что сейчас отношения России и Китая переживают лучший период за всю историю двух государств.
В середине июня вице-премьер Татьяна Голикова сообщала, что объем студенческих обменов между Россией и Китаем увеличился вдвое.
Так, с 2012 года число граждан Китая, обучающихся в России, увеличилось вдвое - до 30 тыс. человек, а российских граждан, которые учатся в Китае, - в 2,5 раза, до 18 тыс.
]]>Без аккредитации остались направления "Таможенное дело", "Правоохранительная деятельность", "Экономика" и "Юриспруденция".
Кроме того, филиал НГАУ - Томский сельскохозяйственный институт - лишился государственной аккредитации по направлениям "Экономика" и "Юриспруденция".
Отмечается, что студентам предоставлено право на перевод в другой вуз (вузы), где ведется обучение по образовательным программам соответствующего уровня и направленности с сохранением условий обучения.
Список таких вузов должен определить учредитель - Минсельхоз РФ, говорится в сообщении.
Также студентам предлагается перевестись на другие факультеты НГАУ, у которых государственная аккредитация сохранилась.
]]>