Онлайн-образование вытеснит большую часть современного очного образования

Москва. 29 марта. ИНТЕРФАКС - Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Татьяна Клячко о тенденциях в современном высшем образовании.

Фото предоставлено РАНХиГС

Фото предоставлено РАНХиГС

В жизни всегда есть место моде. Сейчас в управлении мода на проектный подход, про целевой, программно-целевой, программный методы, дорожные карты и т.п. забыли или забывают, чтобы вспомнить, когда мода на проектный подход пройдет.

В экономике сейчас мода на цифровизацию. Биг-дата стали, с одной стороны, пугалом – все и вся под колпаком, частной жизни приходит конец, а с другой, новой надеждой – все процессы оцифруем и, благодаря этому, оптимизируем, поднимем производительность труда и ускорим экономический рост. В этом есть и рациональное зерно, и вечная наша надежда на чудо, когда можно "слезть с печи и быстро всех своих противников победить".

В образовании, естественно, своя мода – мода на онлайн-обучение. В сети накапливаются огромные массивы информации, в том числе весьма полезные в учебном процессе. И надо эти имеющиеся ресурсы использовать с пользой. При этом достигается значительная экономия средств (правда, после первоначальных весьма серьезных затрат) и решается еще очень много задач, например, за счет выкладывания в Интернет онлайн-курсов можно обеспечить своему учебному заведению неплохую рекламу. Можно также высвободить время известных ученых на занятие наукой, поскольку их однажды прочитанную лекцию, выложенную в сеть, посмотрят тысячи студентов, а на вопросы ответит кто-то вполне квалифицированный, но не столь занятой. Хотя есть и возможность время от времени фиксировать вопросы и передавать их самому лектору, поскольку зачастую ответы на вопросы бывают интереснее самой лекции.

В принципе уже созданы обучающие платформы (например,  Coursera, Udacity и Udemy), на которые выкладываются вполне качественные образовательные материалы, доступ к этим материалам получают миллионы тех, кто хочет либо получить дополнительную информацию, либо более подробно разобраться в предмете, который изучается, а учебник читать сложнее и требует больше времени, чем прослушать видео курс. Кроме того, сами преподаватели могут вполне рационально использовать то, что есть в сети, сосредоточиваясь на главных проблемах своей дисциплины. В принципе, последние двадцать пять-тридцать лет к этому последовательно шли, так как образование становилось все более дорогим, как для общества, так и для учебных заведений. Лектор читал обзорную лекцию, а потом студент шел в библиотеку и там самостоятельно изучал по учебникам и учебно-методическим пособиям нужный материал. Теперь просто библиотеки и сами лекции понемногу перебираются в сеть, а их аудитория кратно увеличивается. Соответственно, надо научить (или научиться) искать информацию и тебя научат не только фундаментальной физике, но и как приготовить вкусные блюда без посещения кулинарного техникума (эти практикумы есть и на телевидении, хотя там это в большей мере развлекательное шоу, чем процесс обучения). Сравнить все (только в совершенно другом масштабе) можно с переходом к книгопечатанию, когда каждый ученик смог получить свою Азбуку, а не шла читка рукописной. Тогда это также позволило в разы увеличить численность обучающихся и самообучающихся, развить заочное образование. Теперь делается следующий шаг, когда огромная образовательная инфраструктура возникает на базе интернета, позволяя обеспечить доступность, скажем, высшего или профессионального образования для миллионов человек. В чем должна состоять новая инфраструктура поддержки онлайн обучения: по крайней мере, в формировании и предоставлении широкого спектра консультационных услуг по составлению программы обучения, поиску соответствующих курсов или модулей образовательных программ (должно быть оценено их качество), в предоставлении в случае необходимости тьюторских услуг, в помощи по развитию образовательных траекторий. Кроме того, должна быть создана сеть по сертификации полученных знаний в случае потребности в ней у обучающихся (признания полученного образования). В случае, если онлайн-курсы входят в учебную программу того или иного учебного заведения, то сертификация проводится автоматически им самим. Но включение онлайн-курсов в учебный процесс требует нормативно-правового оформления, что также предполагает наличие соответствующих инфраструктур.

Очень возможно, что в недалеком будущем онлайн-образование вытеснит большую часть современного очного образования, хотя сейчас это и кажется экзотикой. Возникнут виртуальные школы, организации профессионального образования (те же кулинарные техникумы-онлайн, позволяющие работать поваром в кафе и ресторанах после прохождения сертификации), университеты. Все проблемы и беды такого перехода уже во многом понятны, как и страхи, с ним связанные. Но подобные переходы в истории уже происходили, поэтому можно быть практически уверенным, что негативные последствия будут преодолены, а позитивные усилены.